Экономика труда и демографическая экономика

Методика оценки эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Авторы: Похорукова М. Ю.

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимодействия рынка труда и образовательных услуг — несоответствие профессиональных устремлений соискателей требованиям работодателей. Обозначена необходимость подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям рынка труда, нацеленных на постоянное развитие в профессиональном плане. Сделан вывод, что образовательные стандарты не в полной мере отражают требования рынка труда к квалификации выпускников, поэтому необходимо осуществлять непрерывный контроль за формируемыми компетенциями с целью удовлетворения требований работодателей. Автором предложена методика установления соответствий между ФГОСами и должностными инструкциями к той или иной профессии, основанная на использовании метода латентно-семантического анализа. Сделан вывод о необходимости анализа профессиональных качеств соискателя для успешного трудоустройства. Для этого предложено использовать механизмы профессиональной ориентации, в частности, профориентационную диагностику, что позволяет достоверно определять индивидуальные склонности и интересы. Обозначена соответствующая методика формирования объективной и качественной оценки профессиональных качеств соискателя. На основе указанных методик разработана информационная система, которая позволяет определять, насколько соискатель подходит для той или иной должности. Рекомендовано использовать данную систему как в образовательных учреждениях при подготовке специалистов, так и на предприятиях при приеме на работу сотрудников. Сделан вывод о повышении эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг при использовании разработанной системы.

Ключевые слова

Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, требования работодателей, профессиональные качества соискателей, методики, повышение эффективности, профессиональная ориентация, профориентационная диагностика, метод латентно-семантического анализа