Социологические науки

Проблемы подготовки учителей-наставников (обзор зарубежного опыта)

Авторы: Кириченко А. М.

Аннотация

В статье обозначена актуальность проблемы формирования и развития профессиональной компетентности педагогов в начале карьеры. Наставничество рассматривается как вид совместной профессиональной деятельности, необходимый для снятия трудностей включения в педагогическую профессию. Совместное обучение молодых учителей представлено как способ выбора перспективы в проектировании индивидуального вектора обучения, а также развития навыков критического мышления, умений групповой работы. Автор описывает практический опыт подготовки профессиональных наставников в США, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, Израиле, России и других странах. Также обозначены основные функции наставников: адаптационные и фасилитаторские, технологические; перечислены основные модели подготовки наставников: модель передачи знаний, модель взаимосвязи теории и практики и модель сотрудничества. Автор доказывает важность разработки программ систематического, основанного на экспериментальных данных обучения наставников и их подопечных.

Ключевые слова

профессиональная компетенция, совместное обучение, профессиональный наставник, программы подготовки наставников, функции учителей-наставников, модели подготовки наставников, стратегии профессиональной подготовки, задачи подготовки учителей-наставников