Социологические науки

Проблема наполнения и взаимодействия компонентов учебного содержания в современном образовательном процессе

Авторы: Каменева И. Ю.

Аннотация

В статье исследуется проблема структурной организации учебного содержания: членения его на компоненты с заданным характером взаимодействия. Данная проблема обладает на сегодняшний день актуальностью в связи с ориентацией обучения на личностное развитие учащихся, а также декларированием системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в документах, регламентирующих образовательную сферу. Описано, как представлено учебное содержание в федеральных государственных образовательных стандартах и «Фундаментальном ядре содержания общего образования», а также как изменилась роль учителя в создании рабочей программы по учебной дисциплине. Рассмотрены особенности компоновки и механизмы взаимодействия компонентов учебного содержания в рамках традиционного, проблемного, интегрированного, модульного, опережающего и диалогового обучения; выделена функция учебных проблем при компоновке содержания. Отмечены возможности перечисленных технологий обучения в формировании универсальных учебных действий той или иной группы. Уделено особое внимание месту оригинального текста культуры в ткани содержания личностно-ориентированного образовательного процесса, его соотношению с учебным текстом (текстом учебника, учебного пособия) и важности обращения к первоисточникам в контексте естественнонаучных и точных дисциплин. Рассмотрен вопрос о специфике гуманитарного учебного содержания.

Ключевые слова

компонент учебного содержания, проблемное обучение, интегрированное обучение, модульное обучение, опережающее обучение, диалоговое обучение