Экономические науки

Трансформация и пути постмодернизации системы высшего образования: компаративный анализ

Авторы: Ядранский Д. Н.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы современной модернизации образования. Основной целью является анализ процессов постмодернизации образовательного пространства и его влияния на выбор модели общественного развития. Сформулированы два пути постмодернизации, возможных для российского общества. Определены специфические черты образования как симулякра и установлены процессы в современном российском образовании, которые соответствуют различным стадиям формирования симулякра образования. Обозначены характеристики образования в соответствии со стадиями симулякра по Ж. Бодрийяру. На эмпирическом материале рассмотрена связь между тенденциями в высшем образовании и их влиянием на общественные процессы (на примере Украины), а также влияние образовательных симулякров на выбор альтернативного пути постмодернизации общества. Определены три типа потребителей образовательных услуг в обществе постмодерна. Формулируется гипотеза о том, что современное российское образование в своих попытках постмодернизации в соответствии с западными аналогами существенно опережает существующие общественные запросы, что приводит к неоправданному увеличению третьего типа потребителей образовательных услуг.

Ключевые слова

образование, постмодерн, изменения, адекватность, развитие, симулякр, стадия