Философия и культурология

Гендерные аспекты участия женщин в корпоративном бизнесе и предпринимательстве

Авторы: Ткаченко И. Н., Первухина И. В.

Аннотация

В статье обсуждаются теоретические и прикладные аспекты обоснования участия женщин в предпринимательстве и в корпоративном бизнесе на фоне развития глобальных тенденций усиления внимания к гендерной составляющей бизнеса. Авторы раскрывают некоторые аспекты гендерной теории, поведенческие нормы, гендерные стереотипы. По данным зарубежных и российских публикаций дается представление о профессиональной и секторной сегрегации, путях преодоления этой тенденции. Раскрывается международный опыт активизации участия женщин в бизнесе. Дается сравнение с российской предпринимательской и корпоративной бизнес-практикой. В статье также представлен обзор последних данных об уровне предпринимательской активности женщин по международным и российским индикаторам. Обозначены результаты исследования роли женщин в предпринимательстве и корпоративном управлении. Дан гендерный анализ выборки 2016 и 2017 годов крупных российских публичных компаний, входящих в котировальный список первого уровня Московской биржи, а также компаний с государственным участием и ряда региональных компаний с участием государства; обозначен состав их советов директоров. Раскрываются данные по женщинам – независимым директорам. Несмотря на проблемы в организации эмпирических исследований по гендерным аспектам, даются рекомендации по продолжению такого рода исследований; предлагаются меры по повышению роли женщин на лидерских позициях бизнеса.

Ключевые слова

гендерное разнообразие, женское предпринимательство, корпоративное управление, советы директоров, женщины в советах директоров, гендерные исследования, российский бизнес, российский индекс женской предпринимательской активности