Педагогика и психология

Совершенствование процесса развития познавательных универсальных учебных действий учащихся средствами визуализации

Авторы: Фирер А. В.

Аннотация

В статье впервые рассматриваются приёмы визуализации, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы в процессе обучения функциональным понятиям «распределение по группам математических объектов», «алгоритмизация», «перекодирование информации». С помощью задач, разработанных автором, демонстрируются возможности визуализации в развитии познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы в процессе обучения функциональным понятиям. Акцент делается на поэтапном применении приёмов и одновременном представлении учебной математической информации разными способами (словесное, аналитическое и визуальное представление). Приёмы визуализации направлены, в первую очередь, на развитие следующих познавательных универсальных учебных действий: знаково-символическая деятельность, включая моделирование; умение структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятие, выведение следствий; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Приведённые приёмы могут быть перенесены не только на другие разделы школьного курса математики, но и на другие учебные предметы, так как используются универсальные средства визуализации (классификационные схемы, фреймы, визуализированные задачи).

Ключевые слова

визуализация, познавательные универсальные учебные действия, функциональные понятия, приёмы визуализации, визуализированные задачи, фрейм