Педагогика и психология

Профессиональное самоопределение старшеклассников: региональный аспект

Авторы: Макаренко Т. А., Панина С. В.

Аннотация

Социально-экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. В этих условиях возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которое, в свою очередь, напрямую зависит от успешности профессионального самоопределения выпускников учебных заведений. Анализ рынка труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профориентации молодежи. Наблюдается явное несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией работников – с другой. В связи с этим, необходимо грамотное психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи. Факторами эффективного формирования профессионального самоопределения выступают формы профильного обучения, методы внеучебной деятельности, социальное партнерство субъектов профессиональной ориентации, образовательная среда учебного заведения. Методом исследования стал опрос 464 учащихся школ Республики Саха (Якутия). Анкета, по которой осуществлялся опрос, содержала вопросы, связанные с источниками получения информации о профессиях; факторами, влияющими на выбор профессии; жизненными и профессиональными планами обучающихся; мотивацией к выбранной профессии.

Ключевые слова

региональный подход, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, учащаяся молодежь, профориентационные методы и технологии