Педагогика и психология

Современные проблемы высшей школы: массовизация, гетерогенность, необучаемость

Авторы: Баранова И. М., Пугин В. Б.

Аннотация

В советский период в силу превалирования добывающих отраслей в нашей стране сложилась сырьевая модель экономики, которую в 1990-е годы унаследовала современная Россия. И поскольку все сферы жизни общества связаны и взаимозависимы, данная модель экономики накладывает негативный отпечаток на различные аспекты социальной жизни, в том числе такие важнейшие сферы, как наука и образование. Наука и образование востребованы, прежде всего, в обществе с прогрессивной инновационной экономикой, а преобладание в нашей стране экономики добывающей влечет недооценку в общественном сознании значимости качественного образования. Коммерциализация высшего образования в 1990-е годы, резкий рост числа высших учебных заведений ещё больше усугубили проблему, повлекли за собой массовизацию высшего образования. В статье этот процесс рассмотрен на примере Архангельской и Брянской областей. В высшие учебные заведения стало поступать значительное число «случайных» людей, что привело к появлению такого феномена, как академическая и мотивационная гетерогенность в студенческих группах. Возникло такое явление, как необучаемые студенты. Не меньшей проблемой является и то, что система финансирования высших учебных заведений, в том числе государственных, побуждает последние сохранять у себя даже такой студенческий контингент. Такая ситуация является угрозой для интеллектуального потенциала общества и ведет к его деградации.

Ключевые слова

высшее образование, массовизация, академическая гетерогенность, мотивационная гетерогенность, необучаемые студенты, качество образования, условный перевод, демографическая яма