Социологические науки

Трансформация высшего образования как фактор формирования профессиональных рисков преподавателей

Авторы: Шманцарь М. В.

Аннотация

В статье раскрывается понятие профессионального риска с позиций социологического подхода. Рассматривается специфика происходящих на данный момент изменений в сфере высшего образования, что позволяет сделать вывод о ее трансформации. На основе результатов проведенного эмпирического исследования определяется влияние трансформационных процессов в высшем образовании на формирование профессиональных рисков преподавателей. Преподаватель является одним из ключевых субъектов образовательной деятельности, от готовности которого принять изменения и содействовать их становлению в качестве нормы зависит успешность трансформации. Поэтому особое внимание в статье уделяется тому, как преподаватели высшей школы оценивают внедряемые изменения, какие они видят положительные и отрицательные тенденции и возможные последствия этих изменений. Высшее образование в условиях трансформации – это рискогенная среда, так как появляются новые требования, которые противоречат устоявшимся, «традиционным», практикам. Преподаватели принимают решения, касающиеся своей профессиональной деятельности, не зная, к чему приведет выбор той или иной альтернативы в конкретной ситуации. Соответственно, трансформацию высшего образования следует рассматривать как важный фактор возникновения профессиональных рисков преподавателей вузов.

Ключевые слова

изменение, риск, неопределенность, принятие решений, вуз, профессиональная общность, преподавательская и научная деятельность, публикационная активность преподавателя