Педагогика и психология

Развитие гуманистических идей в понятии «воспитание» в отечественной педагогике в 1960-е годы

Авторы: Чернов С. М.

Аннотация

В статье анализируются идеи, заложенные в понятие «воспитание» в отечественной педагогике периода 1960-х годов, их потенциал в деле решения современных проблем. Приведено соотношение общепринятого взгляда на понимание воспитания и авторских подходов к этой категории. Общепринятый взгляд представлен в справочной литературе и учебниках по педагогике исследуемого периода. Авторские взгляды − в трудах ведущих педагогов 1960-х годов: И. П. Иванова, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского. Показано взаимодействие гуманистических и социоориентированных идей в воспитании, выявлены основные тенденции этого взаимодействия. Особое внимание уделяется анализу гуманистических проявлений в понятии «воспитание», раскрывающихся в авторских трактовках. В результате исследования автор приходит к выводу, что основным фактором развития педагогической мысли рассматриваемого периода было противоречие между мощным государственным регулированием сферы образования и зарождением иного взгляда на педагогику, в центре которого лежали идеи творческого развития личности. Единство и совместное развитие противоположных педагогических идей дали колоссальный толчок для развития педагогической теории. Богатое теоретическое наследие периода 1960-х годов поможет современным педагогам найти достойный ответ на вызовы современности.

Ключевые слова

воспитание, идеология, гуманистические идеи, мировоззрение, социоориентированный подход, государственный заказ