Педагогика и психология

Мотивация учащихся колледжа к изучению естествознания: проблемы и поиск решений

Авторы: Гордеева И. В., Судакова Н. П.

Аннотация

Парадоксальным явлением современной жизни является то, что в социуме, как никогда ранее зависящем от развития фундаментальных и прикладных наук и технологий, интерес к естественнонаучным дисциплинам неуклонно снижается на всех уровнях образования, что является общемировой тенденцией. Данная проблема на протяжении длительного времени обсуждается в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Главной задачей преподавателей естественнонаучных дисциплин становится повышение не только внешней, но и внутренней мотивации учащихся к получению знаний, так как именно внутренняя мотивация является движущей силой, стимулирующей личность прикладывать усилия для достижения поставленных целей. Как показывают результаты зарубежных исследований, изучение любой естественнонаучной дисциплины значимо только для тех учащихся, которые имеют внутреннюю мотивацию, основанную на личностном интересе и любознательности. Как для преподавателей, так и для студентов (в первую очередь это касается студентов колледжей со слабой внешней мотивацией) эффективное изучение естествознания начинается с желания получить ответы на интересующие и важные вопросы о природных объектах, явлениях и современных научных открытиях. Результаты обучения будут более значимыми, если эксперименты, осуществляемые в учебной аудитории, интегрируются с собственным естественнонаучным опытом учащихся за пределами учебного заведения.

Ключевые слова

внешняя мотивация, повышение внутренней мотивации, естественнонаучные дисциплины, учащиеся колледжа, эффективность обучения, образовательный процесс, интерес к науке