Педагогика и психология

Формирование коммуникативной успешности старшеклассника в процессе социальной адаптации

Авторы: Гапонова Н. А.

Аннотация

В статье рассматривается специфика социализации старшеклассника в современных непростых условиях экономических и социокультурных трансформаций. Анализируются пути и средства социальной адаптации будущего выпускника школы, в том числе в рамках дополнительного школьного образования. Именно дополнительное образование соотносится с сознательным выбором самим учеником направления его дальнейшего развития, связанного, в том числе, с планами по профессиональному самоопределению. Автором подчёркивается, что важнейшим направлением социальной адаптации в этой связи является формирование коммуникативной успешности старшеклассника. Предлагаются отдельные практические методы и приёмы достижения требуемого результата. Статья обращена не только к учителям школы, но и к родителям будущих выпускников. Предложенный материал поможет выстроить позитивный стиль общения в сложный период подготовки старшеклассника к будущей профессиональной и социальной адаптации. Особое значение при этом имеет тот факт, что сформированная в рамках школьного образования готовность к коммуникативной успешности старшеклассника − будущего выпускника является значимым компонентом человеческого и социального капитала. Именно данный компонент признаётся основополагающим фактором социальной адаптивности и профессиональной успешности.

Ключевые слова

старшеклассник, выпускник школы, социализация, адаптация, коммуникация, дополнительное образование, стиль общения, коммуникативная успешность