Экономические науки

Особенности институционального поля национального рынка высшего образования

Авторы: Молокова Е. Л., Благодатских В. Г., Куликова Е. С.

Аннотация

В статье дается характеристика институционального поля рынка высшего образования. В условиях однородности институционального поля предполагается, что набор институтов принимается всеми, рутины и практики являются тождественными в рамках одного сообщества. В свою очередь, акторы ведут себя предсказуемо, наблюдаются устойчивые социальные группы. Гипотезой исследования является утверждение о неоднородности институционального поля рынка высшего образования, то есть размывании ощущения акторами своей идентичности конкретному сообществу, в основе которого лежит отсутствие системы общепринятых, непротиворечивых, соответствующих сложившимся ценностям и стереотипам мышления формальных и неформальных норм. Выделенные факторы неоднородности институционального поля спровоцированы высокой динамичностью институциональной среды в сфере высшего образования. Структурная неоднородность институционального поля реализуется одновременно как на уровне образовательной организации системы высшего образования, так и в глобальном измерении − на уровне всего мирового образовательного пространства. Каждый уровень имеет собственные характеристики неоднородности институционального поля, синтезируя, в свою очередь, сегментацию социальных групп стейкхолдеров. Основной проблемой является то, что исследуемое явление провоцирует возникновение отклоняющегося поведения, что снижает качество и результативность проводимых реформ российского высшего образования.

Ключевые слова