Педагогика и психология

Информационный подход к разработке контрольно-измерительных материалов

Авторы: Феоктистова А. И.

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос применения теории информации для разработки контрольно-измерительных материалов с целью повышения их качества. Разработанный на основе теории информации измерительный материал должен обеспечивать адекватное отображение учебного материала. Адекватность измерительной информации рассматривается в трех формах: синтаксическая, семантическая, прагматическая адекватность. Форма адекватности информации определяет назначение, структуру, формы, содержание измерительных материалов. Известны меры информации, которые соответствуют своей форме адекватности: синтаксическая, семантическая, прагматическая. Синтаксическая мера измерительной информации оперирует общей обезличенной информацией и определяет лишь объем данных, содержащихся в измерительном материале. Семантическая мера используется для измерения смыслового содержания информации в педагогическом измерителе. Наиболее известной является тезаурусная мера. Прагматическая мера определяет полезность измерительной информации для определения уровня подготовленности обучаемых. При разработке контрольно-измерительных материалов чрезвычайно важно обращаться к такой категории, как качество измерительной информации. Параметрами качества являются репрезентативность, понятность, содержательность, достаточность, открытость. На основе форм адекватности измерительной информации и параметров качества формулируются основные требования, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова

контрольно-измерительные материалы, педагогические измерения, информация, информационный подход, адекватность информации, качество информации