Педагогика и психология

Культура профессионального саморазвития личности в медицинском образовании

Авторы: Белоновская И. Д., Неволина В. В.

Аннотация

Саморазвитие в контексте современной образовательной парадигмы представляет собой одно из базовых условий компетентностного становления личности. Предпосылками актуализации проблемы саморазвития являются разработка проблемы субъектности, идей педагогического управления, тьюторства, междисциплинарных исследований, активное распространение педагогики саморазвития. Авторы предлагают критерии, показатели и факторы саморазвития, а также классификацию современных стратегий саморазвития. Категория профессионального саморазвития рассмотрена с позиции основных методологических подходов (деятельностного, системного, аксиологического, компетентностного, синергетического). Представлена авторская концепция «Генезис идей профессионального саморазвития в медицинской деятельности», включающая инвариантное ядро постоянных профессиональных моделей поведения и качеств (модели врачебного поведения, идеи врачевания, экспериментальная и инструментальная деятельность, профессиональное общение, массовая профилактика, профессиональный долг врача), новые востребованные качества (высокая технологичность, научность, профилактико-прогностические ориентиры, глобальность масштаба, рост институционального статуса медицины и правовой ответственности, медицинское страхование, корпоративная общность, развитая инфокоммуникативность, симуляционные технологии), потенциально востребованные качества (космическая медицина – физическая выносливость; виртуальная информационная насыщенность − владение высокотехнологичным медицинским оборудованием), устаревающие невостребованные качества и модели поведения (не ограниченное рамками жизни самопожертвование, антигуманные модели экспериментальной деятельности, нейтральная позиция в отношении жизни и здоровья людей). Представлены универсальные и новые востребованные виды грамотности современного врача.

Ключевые слова

саморазвитие, профессиональное саморазвитие, личность врача, стратегии профессионального саморазвития в медицинском образовании, профессиональное становление, личностные качества