Педагогика и психология

Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере Магнитогорского технологического колледжа

Авторы: Андриенко О. А.

Аннотация

Современный рынок труда предъявляет серьезные требования к специалистам, работодатели хотят видеть ответственного исполнителя, отличающегося умением быстро и эффективно адаптироваться в изменяющихся производственных условиях. А официальные программы подготовки рабочих включают ту основу, которая понадобится выпускникам для выполнения профессиональных функций, соответствующих определенному разряду. Поэтому молодым людям необходима специальная психологическая поддержка, которая позволила бы им расширить границы и возможности вхождения в реальные профессиональные ситуации, проявить себя в профессии в соответствии с собственными стремлениями, мотивами и интересами. В данной статье представлены фрагменты опыта работы по психологическому сопровождению студентов на этапе их профессиональной адаптации во время обучения в колледже, организуемой педагогом-психологом и мастерами производственного обучения Государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко». В статье дано краткое содержание основных понятий, таких как «профессиональная адаптация», «психологическое сопровождение», рассмотрены этапы адаптации студентов колледжа к профессиональной деятельности и основные трудности данного процесса. Автор представил разработанную им модель психологического сопровождения студентов, включающую в себя профориентацию, психодиагностику, коррекционно-развивающую и консультативно-просветительскую деятельность психолога, основанную на индивидуальном подходе к юношам и девушкам, способствующую более эффективной профессиональной адаптации студентов на этапе обучения в колледже. Материал предназначен педагогам-психологам психологических служб учебных заведений профессионального образования, студентам педагогических вузов и колледжей, специалистам, работающим в области психологии труда.

Ключевые слова

профессиональная адаптация, трудности профессиональной адаптации, этапы профессиональной адаптации, психологическое сопровождение, профориентация, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультативно-просветительская работа