Педагогика и психология

Методика организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников

Авторы: Михайленко Т. М.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Автор анализирует содержание продуктивной и деловой игры, на основе чего предлагает новую форму игрового взаимодействия, которая имеет отличительные особенности по содержанию, этапам проведения и приемам организации познавательной деятельности детей, что учитывает психолого-педагогические особенности обучения данной возрастной группы: развитие профессионально-познавательных интересов, формирование теоретического мышления и становление самооценки. В статье обоснован механизм формирования личностных образовательных результатов в условиях продуктивной (деловой) игры для младших школьников, который предполагает знакомство с профессией (участие в различных видах деятельности); накопление учащимися опыта по решению информационных и коммуникативных задач и опыта по самоорганизации; опору на личный опыт учащихся; рефлексию успешности действий по созданию и защите творческого продукта. Автором подчеркивается, что игровые технологии, которые применяются в начальной школе, не в полной мере ориентированы на формирование личностных образовательных результатов младших школьников, ценностно-смысловых ориентаций, основ гражданской идентичности, положительной «Я-концепции», мотивации к учению и познанию, внутренней позиции и др., которые, как и развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации, продиктованы социальными запросами со стороны государства и общества и зафиксированы в образовательных стандартах. Поэтому включение младших школьников в продуктивную (деловую) игру дает возможность учащимся осваивать содержание новой деятельности, ориентироваться в многообразии социальных и профессиональных отношений, знакомиться с особенностями разнообразных профессий, что позволит им сделать более осознанный выбор дальнейшего жизненного пути и научиться оценивать себя, свои способности и компетенции. Это необходимо для личностного развития и формирования учащихся как активных, самостоятельных, творческих личностей.

Ключевые слова

деловая игра, продуктивная игра, продуктивная (деловая) игра для младших школьников, личностные образовательные результаты, развитие личности, творческий продукт, игровые технологии