Педагогика и психология

Проблема формирования целостного мировоззрения у студентов вуза в логике компетентностного похода

Авторы: Берченко Т. В.

Аннотация

В статье поднимается проблема формирования компетентной личности студента вуза во взаимосвязи с формированием целостного мировоззрения, которое, в свою очередь, формируется в процессе овладения компетенциями будущего специалиста. Задачами высшего образования на уровне формирования знаний должны быть раскрытие законов и фактов конкретной науки и включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения. Но процесс формирования мировоззрения студента не должен быть ориентирован на формирование только информационных структур компетентности, необходимо формировать мировоззренческие знания, идеалы, нормы. В сегодняшних условиях быстрого роста объема информации, когда резко уменьшаются возможности ее восприятия и осмысления, мысленная модель действительности в сознании студентов распадается на части, которые не соотносятся друг с другом. На основе изучение уровня сформированности познавательного, ценностно-смыслового и поведенческого компонентов мировоззрения студентов вуза были выявлены проблемы, которые могут возникнуть у них при овладении различными компетенциями. Эти проблемы соотнесены с формулировкой некоторых компетенций, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Компетентность предполагает деятельностный контекст, способность к развитию. Характер деятельности субъекта как целостного человека зависит не только от знания, но и от внутреннего и социокультурного опыта, который в значительной мере определяется образованием.

Ключевые слова

компетентность, деятельностный аспект компетентности, мировоззренческие категории, картина мира, целостная личность, мозаичность мировоззрения