Социологические науки

Интернет как канал влияния на формирование религиозного сознания

Авторы: Пудовкина И. М.

Аннотация

В статье анализируется влияние Интернета на религиозное сознание. Актуальность данной проблемы обосновывается тем фактом, что сегодня массмедиа, и в первую очередь Интернет, оказывают колоссальное воздействие на сознание человека, формируют его ценности и ценностные ориентации, координируют деятельность и вырабатывают поведенческие стереотипы. В последнее время появился ряд научных публикаций, посвященных влиянию экономического и политического факторов посредством Интернета, а также исследований, в которых Интернет рассматривается как фактор, способный воздействовать на развитие межэтнических, межнациональных и межконфессиональных отношений в позитивном и негативном смыслах. Закономерно, что внимание исследователей привлекает религиозный Интернет, который становится ответом на общественный запрос о понимании сущности, роли и места религии в постсекулярное время, не утратившее своих секулярных ценностей и мировоззренческих позиций. В этом аспекте православные интернет-сайты стали одним из наиболее заметных явлений виртуального пространства, демонстрирующим различные медийные технологии для передачи информации, организации дискурсивных практик и интеграции групп верующих, находящихся в различных точках страны и мира. Но Интернет не только формирует религиозное мировоззрение, но и трансформирует религиозное сознание и создает условия для развития внеинституциональной религиозной деятельности

Ключевые слова

техника, технологии, массмедиа, Интернет, информационные потоки, религиозное сознание, клиповое сознание, механическое сознание, религиозноподобное сознание