Педагогика и психология

Влияние девайсов на формирование субъектности младших школьников

Авторы: Петрова М. А.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности современных младших школьников, оказывающие влияние на формирование их субъектности. Приводится анализ феномена субъектности, выделяются его наиболее важные характеристики с позиций педагогики и психологии. В качестве значимых атрибутов формирования субъектности обозначены инициативность и особенности освоенной человеком преобразующей активности. Автором выполнен обзор особенностей развития современных детей, появление которых обусловлено чрезмерным использованием новейших электронных устройств, увлеченностью компьютерными играми в ущерб сюжетно-ролевым, что влияет на формирование субъектности. Современные дети очень рано начинают использовать девайсы. Поэтому приводится психологический портрет дошкольника. Проанализирован актуальный уровень социального и психического развития младших школьников, отмечено снижение показателей инициативности и познавательной активности детей. Кроме того, представлены и проанализированы возрастные особенности развития памяти и внимания учащихся начальных классов, которые влияют на процесс формирования атрибутов субъектности. Проведенный анализ позволил автору выделить направления деятельности учителя, содействующие осознанному использованию детьми электронных устройств и формированию атрибутов субъектности. В статье приводятся примеры средств и методов, стимулирующих проявление детьми осознанной активности и инициативности.

Ключевые слова

субъектность, атрибуты субъектности, инициативность, познавательная активность, младший школьник, современный ребенок, девайсы, компьютерные игры, аналитические способности, познавательная сфера