Экономические науки

Проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России

Авторы: Астратова Г. В.

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России. Описаны основные положения образовательной реформы, оказывающие существенное влияние на рынок услуг высшего образования: введение ЕГЭ, переход на многоуровневую систему высшего образования, введение многоканального финансирования образования, сокращение штата педагогических работников, укрупнение вузов. Получены результаты экспертного опроса относительно важности и силы влияния инструментов образовательной реформы высшего образования в России. Выявлены следующие основные проблемы развития рынка услуг высшего образования: а) проблема целесообразности ЕГЭ как единственной и универсальной формы отбора абитуриентов в вузы; б) проблема целесообразности утраты отраслевого подхода в обучении и возвращения понятия «специалист» в систему высшего образования России; в) проблема обоснованности социальных нормативов бюджетного и внебюджетного финансирования, адресности и целевой направленности каналов финансирования, а также уровня исполнительской дисциплины; г) проблемы, обусловленные сокращением штата профессорско-преподавательского состава вузов (неудовлетворительная проработанность вопросов, связанных с сокращением профессорско-преподавательского состава, в условиях недостаточной обеспеченности вузов доходами из внебюджетных источников; неминуемое увеличение аудиторной, научной и прочих видов нагрузки на одного преподавателя, что связано с показателями эффективного контракта, при практически неизменной оплате труда); д) проблема достойного позиционирования России на мировом рынке образовательных услуг. Выявлено, что, не смотря на имеющийся разброс мнений по рассматриваемым вопросам, абсолютное большинство экспертов считают, что для реализации образовательной реформы в России необходимо искать новые, более эффективные методы.

Ключевые слова

услуги, образовательные услуги, рынок услуг высшего образования, российский рынок услуг высшего образования, проблемы рынка услуг образования, тенденции рынка образовательных услуг