Педагогика и психология

Обучение английскому язку слепых и слабовидящих обучающихся

Авторы: Макарова T. С., Молчанова M. A., Морозова E. A., Степичев П. A.

Аннотация

Статья посвящена исследованию эффективных способов обучения английскому языку слепых и слабовидящих обучающихся. Наиболее эффективным для них является подход, когда материал дается четко, эксплицитно, хорошо структурированным, задействуются разные органы чувств и при этом обеспечиваются широкие возможности для практики. В статье описаны основные особенности обучения детей с отклонениями в зрительном восприятии. В частности, говорится о важности опоры на кинестетическое и слуховое восприятие при обучении. В статье обозначены и описаны разнообразные тактильные средства обучения. Тактильные книги широко используются учителями английского языка для обучения грамматике и лексике. Каждая страница содержит изображение объекта, выполненное из специальной рельефной бумаги, и наименование этого объекта крупным шрифтом и шрифтом Брайля. Объекты повседневного обихода могут быть использованы, чтобы обеспечить приобретение обучающимися с нарушениями зрения собственного опыта. Модели применяются, чтобы представить сложные грамматические структуры в привлекательной и доступной форме. Например, запатентованная модель «ГрамИК» может быть использована для обучения грамматике, в частности, простым временам, повелительному наклонению, модальным глаголам в интуитивно понятной форме, ориентированной на кинестетическое восприятие. Статья вносит свой вклад в проект «Обучение английскому слепых и слабовидящих обучающихся в России», запущенный группой региональных ассоциаций учителей английского языка (инициирован Ассоциацией учителей английского языка Коми) и поддержанный офисом английского языка в Москве.

Ключевые слова

слепые и слабовидящие обучающиеся, мультисенсорный подход, тактильные средства обучения, тактильные книги, шрифт Брайля, «ГрамИК», тактильная графика, тактильные изображения