Педагогика и психология

Образовательная самостоятельность субъекта открытого образования

Авторы: Сухаринова О. П.

Аннотация

В статье рассматривается проблема перехода на новую парадигму образования. Особое внимание уделяется значимости системного рефлексивного подхода для решения актуальных задач образования в России при реализации нового стандарта. Поднимается вопрос о необходимости рефлексии педагога при построении своей педагогической деятельности в открытом образовательном пространстве как полноценного участника образовательного диалога, где основной функцией учителя во всех ступенях является создание условий для всестороннего развития ученика с учетом его возраста, индивидуальных запросов и перспектив на будущую ведущую деятельность. Одним из результатов системной работы в образовательном процессе является эффективный выход ученика на образовательную самостоятельность как качественную основу для продолжения, развития своей образовательной деятельности. Основным условием при этом является логика построения образовательного пространства во всех ступенях, исходя из возрастных запросов ученика и возможного развития ведущей деятельности в будущем. Представлена сравнительная схема закрытого образования, где центральное место занимают субъект-объектные отношения между всеми участниками образования, и открытого пространства образования, в котором особое внимание уделяется выстраиванию образовательного диалога между всеми участниками субъект-субъектных отношений, где центральное место занимают запрос, вопрос, перспектива развития. Подчеркивается важность учета индивидуальных, возрастных запросов учеников, преемственности учебных предметов, сфер деятельности, ступеней образования с предоставлением свободы выбора каждому участнику образовательного процесса для самоактуализации.

Ключевые слова

рефлексия, свобода выбора, образовательный диалог, открытое образование, самоактуализация, образовательная самостоятельность, образовательное пространство, субъект деятельности