Социологические науки

Особенности конструирования опыта участников компьютерных игр в социологической перспективе

Авторы: Царева А. В.

Аннотация

Игра как особая форма социальной деятельности предполагает формирование у участников специфического опыта, отличающегося от опыта неигровой деятельности. Изучение характеристик такого опыта, особенностей его формирования и возможностей целенаправленного конструирования приобретают важное значение в контексте «игроизации» современной реальности, развития игровых технологий и индустрий, а также понимания поведения «человека играющего». Компьютерные игровые технологии предоставляют новые возможности конструирования опыта игроков путем целенаправленной организации игровой среды и игровой активности. Данный опыт формируется в результате взаимодействия игрока с виртуальным игровым пространством, созданным на базе компьютерной технологии, и объединяет восприятие игроком программных, информационных и социальных составляющих той или иной игры. Конструирование игрового опыта включает в себя особый набор стимулов, который в зависимости от характера игры активизирует внимание, эмоции и игровые действия игроков, направленность их инициативы и возможности социального взаимодействия. В статье рассматриваются ключевые характеристики пространства компьютерной игры в контексте целенаправленно конструируемого опыта (автономность, управление вниманием игрока с помощью организации стимулов игрового пространства и взаимосвязь и взаимообусловленность игровой среды и двигательно-аффективной реакции игроков) и выделяются две основные стратегии конструирования опыта игроков (стратегии активного и инициативного вовлечения).

Ключевые слова

компьютерные игры, виртуальные миры, социология Интернета, игровые практики, «человек играющий», игровой опыт, виртуальное игровое пространство