Педагогика и психология

Подбор педагогических кадров в гимназиях Казанской губернии в дореволюционный период

Авторы: Паравина М. Н.

Аннотация

Статья посвящена анализу процесса подбора педагогических кадров в гимназиях Казанской губернии в дореволюционный период, так как сегодня все более актуальным становится обращение к глубокому и детальному изучению гимназического образовании дореволюционного периода на примере отдельных регионов страны. Это связано с процессом возрождения гимназического образования, особая роль в котором принадлежит преподавательскому составу. Автор отмечает, что в Казанской губернии, как и в России в целом, подбору педагогических кадров уделялось большое внимание. В связи с ростом количества гимназий (за период с 1850 года по 1918 год только в Казанской губернии было открыто более 20 учебных заведений) Министерство народного просвещения вплотную занималось организацией подготовки квалифицированных кадров. Отмечается, что поиск учителей осуществляли Казанский учебный округ и непосредственно дирекция гимназии. Допускались к должности учителя лишь после удостоверения в политической благонадежности, нравственных качествах, служебной деятельности, педагогических способностях. В работе анализируются требования, предъявляемые при подборе управленческих кадров гимназий – директора и инспектора, педагогических кадров – учителей, воспитателей (классных надзирателей). Это такие требования, как наличие высшего образования, умение решать вопросы подбора педагогических кадров, отсутствие подозрений в неблагонадежности. Преподавательский состав серьезно и ответственно относился к своим профессиональным обязанностям. Автор отмечает, что через педагогический персонал гимназий государство осуществляло свое стремление видеть образованных, воспитанных в религиозном духе, преданных престолу и Отечеству людей.

Ключевые слова

гимназии, прогимназии, Казанская губерния, образовательный процесс, педагогические кадры, директор, учитель, воспитатель, учебные предметы, учебное заведение