Педагогика и психология

Формирование научно-исследовательских компетенций при подготовке учителей химии

Авторы: Евстафьева И. Т., Шкурченко И. В.

Аннотация

Обязательным компонентом профессиональной подготовки педагогического работника, в нашем случае – учителя химии – является, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, владение навыками исследовательской деятельности. Только овладев соответствующими компетенциями, учитель сможет способствовать формированию навыков исследовательской деятельности как универсального способа познания и освоения действительности у своих учеников. В статье предложен один из возможных путей формирования у студентов педагогических вузов химического профиля компетенций, связанных с исследовательской деятельностью, в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Особое внимание уделено формированию профессиональной компетенции «способность руководить научно-исследовательской деятельностью обучающихся» с учетом специфики химических дисциплин, а также общепрофессиональной компетенции «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся», имеющей большое значение при изучении химии. Показано, что формирование у студентов указанных компетенций требует поддержки и дополнения в виде специальных профессиональных компетенций, без овладения которыми невозможно химическое исследование. Предложены формулировки соответствующих специальных профессиональных компетенций, связанных с формированием у студентов знаний, навыков и умений в области химической безопасности, поиска химической информации, владения методами синтеза и анализа химических веществ. Продемонстрировано общее направление формирования этих компетенций при изучении ряда дисциплин: «Техника лабораторных работ», «Физико-химические методы исследования», «Основы научно-исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования», «Химия окружающей среды», «Прикладная химия», «Анализ пищевых продуктов», «Агрохимия», «Химия ВМС».

Ключевые слова