Педагогика и психология

Потенциал дисциплины «Философия» в формировании структурных компонентов саморазвития личности студента

Авторы: Вялых В. В., Неволина В. В.

Аннотация

В статье анализируется значение учебной дисциплины «Философия» в процессе саморазвития студентов. Обосновывается, что в период вузовской подготовки важно использовать потенциал данной науки не только для овладения студентами знаниями и общенаучными методами познания, но и для стимулирования дальнейшего совершенствования личности студентов, которое рассматривается как становление интегративного качества личности в единстве ценностно-мотивационного, деятельностного и рефлексивно-регулятивного компонентов. По мнению авторов, значительная роль в процессе саморазвития личности студентов принадлежит именно «Философии» в связи с тем, что ее преподавание осуществляется преимущественно диалектическим методом и представляет собой не просто сообщение информации, а приобщение студентов к особому способу мышления. Авторами подробно проанализированы потенциалы дисциплины: аксиологический (реализуется в рамках изучения «Аксиологии» – раздела, посвященного системе ценностей, определяющих жизнь человека в обществе, в том числе и саморазвитию как ценности), информационный (при изучении такого раздела, как «Онтология», формируется мировоззрение, определяющее кругозор будущего специалиста, профессиональную эрудицию и потребность в саморазвитии), смыслообразующий (связан с изучением гносеологии − проблемы познания человеком мира и роли познания в процессе саморазвития), коммуникативный (реализуется при изучении раздела «Логика», что способствует развитию коммуникации с окружающими людьми), рефлексивный (проявляется в возможности студентов взглянуть на себя со стороны, проанализировать собственные модели поведения). Авторы определяют преимущества дисциплины «Философия», которые являются ключевыми для формирования ценности саморазвития личности.

Ключевые слова

саморазвитие, философия, аксиология, мировоззрение, ценности, познание, потенциал, личность студента