Педагогика и психология

Метапредметный подход в формировании персонального стиля учения младшего школьника

Авторы: Богданова Е. А., Черник В. Э., Кибирева Е. Н.

Аннотация

На разных этапах развития отечественной школы от учителя требовался разный подход к обучению. В первые годы советской власти была предпринята попытка обучения по так называемым комплексам, затем утвердилась идея политехнизма. Популярна и востребована была идея межпредметных связей, интегративных уроков. В той или иной степени всё это отражает стремление формировать у учащихся универсальную способность целостно – во взаимосвязях – воспринимать, понимать и преобразовывать мир, в котором мы живём. В современных условиях федеральный государственный стандарт образования требует осуществления метапредметного подхода к организации обучения. В этой связи в статье раскрывается возможность реализации метапредметного подхода к обучению в начальной школе. Представлены примеры метапредметных дидактических заданий, которые включают в себя материалы как математики, так и английского языка. Они направлены на достижение метапредметных результатов и одновременно формирование персонального стиля учения младшего школьника. Авторы утверждают, что расширение типов дидактических заданий, которые используются в работе с младшими школьниками, способствует формированию персонального стиля учения и благотворно действует на развитие их мыслительных, творческих способностей и в конечном итоге – метапредметных умений. При этом повышается эффективность интеллектуальной деятельности и вырабатываются глубоко индивидуализированные механизмы познавательной активности за счёт более оптимального баланса свойств интеллекта. Проведённое авторами исследование позволяет утверждать, что значительно более эффективным формирование метапредметных умений становится при интегративном подходе к преподаванию учебных дисциплин в школе.

Ключевые слова

начальная школа, младшие школьники, индивидуализация обучения, преподавание английского языка, преподавание математики, развитие, метапредметность, результаты метапредметного обучения, стили учения