Социологические науки

Этос российского среднего класса: проблема социальной идентификации

Авторы: Ильиных С. А.

Аннотация

В статье рассматривается специфика исследования социальной идентификации среднего класса. Показано, что центральным моментом идентификации среднего класса следует считать характеризующий участников этой группы комплекс представлений о социальной реальности и их месте в ней. При анализе российского среднего класса необходимо использовать наряду с объективными и субъективные критерии, в число которых входят социальная идентичность, субъективные смыслы, ценности. Критерий самоидентификации со средним классом является многосоставным. В статье представлены результаты исследования среднего класса, в котором приняли участие 276 мужчин и 395 женщин, проживающих в городе Новосибирске. Эмпирически выявлена разная степень самоидентификации среднего класса. Существуют в том числе и те, кто не смог соотнести себя со средним классом в силу ряда причин – уровень доходов, качество жизни. Анализируются причины сложного вхождения горожан в средний класс. Рассматриваются результаты эмпирического исследования, в котором выявляются реальные поведенческие практики среднего класса, а также особенности его экономического сознания. Показателен в этом плане гендерный анализ распределения свободных средств. Можно говорить о разных практиках распоряжения свободными деньгами. У мужчин это более рискованные и высокодоходные, а у женщин – менее рискованные, но более практичные способы.

Ключевые слова

средний класс, социальная идентификация, высший средний класс, средний средний класс, низший средний класс, гендер, поведенческие практики, экономическое сознание