Педагогика и психология

Формирование программы и фонда оценочных средств для проведения итоговой аттестации выпускников вуза

Авторы: Науменко О. В., Чандра М. Ю.

Аннотация

В статье представлен опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета по разработке программы государственной итоговой аттестации и соответствующего ей фонда оценочных средств по основным профессиональным образовательным программам вуза в логике требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Предложена новая структура программы государственной итоговой аттестации выпускников вуза, определен и охарактеризован алгоритм действий по ее формированию. Основное внимание уделено вопросу разработки фондов оценочных средств для проведения итоговой аттестации. Показаны проблемы разработки оценочных средств для государственного экзамена. Обосновано, что в современных условиях, когда необходимо установить овладение выпускником профессионально значимыми компетенциями, невозможно ограничиться на государственном экзамене традиционным устным опросом по теоретическим основам профессиональной деятельности. Предложена возможная структура комплексного компетентностно-ориентированного экзаменационного задания для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, в соответствии с которой каждый экзаменационный билет представляет собой совокупность трех видов заданий: общепрофессиональной практико-ориентированной задачи психолого-педагогического характера; задания на владение фундаментальными знаниями профильной подготовки; компетентностно-ориентированного методического задания в избранной предметной области педагогического образования. Приведены примеры заданий каждого вида, по мнению авторов, позволяющие выявить уровень сформированности профессионально значимых компетенций будущего педагога.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, компетенция, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция, специальная компетенция, государственная итоговая аттестация, оценка уровня сформированности компетенции, выпускная квалификационная работа, государственный экзамен, фонд оценочных средств, оценочное средство, кейс-задание, профессиональная задача, методическая задача