Педагогика и психология

Эксперимент с созданием учебно-профессиональных ситуаций на занятиях химии: личностно-ориентированный подход

Авторы: Целищева С. В., Голубева Т. Б.

Аннотация

При преподавании химии в техническом вузе возникает проблема связи этой дисциплины с направлением профессиональной подготовки бакалавров. Один из путей решения данной проблемы − систематическое применение в учебном процессе учебно-профессиональных ситуаций. В статье показана необходимость создания банка учебно-профессиональных ситуаций и целесообразность его использования при проведении демонстрационных, лабораторных и исследовательских химических экспериментов. Разработанные учебно-профессиональные ситуации ориентированы на включение студента в образовательный процесс, и их реализация требует со стороны преподавателя активного наблюдения. Формирование банка ситуаций начинается с подбора экспериментов к каждой из них с использованием классических химических практикумов; практикумов смежных дисциплин и дисциплин профессионального цикла; результатов научно-исследовательской работы преподавателя. В статье выделены требования к химическому эксперименту, применяемому для создания учебно-профессиональных ситуаций в контексте личностно-ориентированного образования: с одной стороны, соответствие направлению подготовки обучающегося, с другой стороны, «химическая» яркость, выразительность и убедительность. Авторы подчеркивают, что исследовательский эксперимент представляет собой творческое задание, он возможен и эффективен только на добровольной основе. Поэтому тема научного исследования должна быть значима и интересна для студента; выполнима при его уровне подготовки, оригинальна. Исследовательская деятельность, связанная с направлением профессиональной подготовки, стимулирует студента к активному участию в поиске и приобретении новых знаний, овладению ранее ему неизвестными способами деятельности, установлению связей между известными и неизвестными фактами и понятиями, что будет способствовать формированию мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Ключевые слова

личностно-ориентированное профессиональное образование, учебно-профессиональные ситуации, метод кейсов, принцип наглядности, химический эксперимент, демонстрационный эксперимент, учебный эксперимент, исследовательский эксперимент, трудности реализации