Педагогика и психология

Управление процессом адаптации студентов младших курсов: опыт, традиции и инновации

Авторы: Невьянцева Н. Н.

Аннотация

В статье обоснована необходимость использования специально разработанной программы адаптации студентов младших курсов. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение как временных, так и психологических затрат на адаптацию первокурсников при помощи специфических методов и форм психолого-педагогического воздействия. Также разработанная программа позволяет своевременно учесть возможные негативные последствия школьного воспитания и нежелательные влияния новой для первокурсника среды вуза. В программе адаптации студентов младших курсов обозначено три направления работы: введение в вуз как в организацию, введение в профессию и введение в студенческую группу как микросоциум. В течение всего адаптационного периода важно отслеживать успешность процесса и при необходимости своевременно производить коррекцию поведения обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования студентов-первокурсников, позволившего выявить особо значимые моменты для этой группы, которые помогли бы им успешно пройти адаптационный период и включиться в процесс профессионального обучения, что является профессиональной задачей кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе и специалистов управления по воспитательной и внеучебной работе. Статья может быть полезной для студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки «педагог высшей школы», преподавателей первых курсов вузов и кураторов.

Ключевые слова

куратор, адаптация, адаптационный синдром, трудности адаптации, управление адаптацией, поведение, социальные роли студента как будущего специалиста, мотивация учебной деятельности, профессионально значимые свойства личности