Социологические науки

Роль коммуникаций в инновационном развитии предприятия

Авторы: Страхов М. В.

Аннотация

В статье раскрывается роль коммуникаций в инновационном развитии предприятия. В связи с тем, что коммуникации выступают фундаментом для социальных систем, будь то общество в целом или отдельная организация, проводится сравнительный анализ различных подходов к определению термина «коммуникация», раскрывается организационный потенциал коммуникации. Описываются основные результаты прикладного исследования, посвященного изучению особенностей инновационного развития предприятия и роли коммуникаций в данном процессе. Используемый метод – анкетный опрос, в качестве респондентов выступили сотрудники ООО «КЗ “Белэнергомаш”», входящего в ОАО «Холдинговая компания “Энергомаш-Строй”» − одну из ведущих энергомашиностроительных компаний России, поставщика комплексных решений для атомной и тепловой энергетики, газовой, нефтехимической промышленности, промышленного и гражданского строительства. В ходе исследования были выявлены способы передачи информации в организации, которые можно разделить на три группы: технологические, персональные, печатные. Также были определены основные коммуникационные проблемы, возникающие при внедрении инноваций на предприятии. Выявлено, что роль коммуникации для современного предприятия связана с тремя аспектами: она выступает способом информирования сотрудников о текущих и перспективных целях и планах предприятия, инструментом мотивации посредством гибкого реагирования на проблемы и потребности сотрудников, а также фундаментом инновационного развития предприятия за счет развития способности организации создавать, обмениваться и использовать знания сотрудников.

Ключевые слова

коммуникация, организационные коммуникации, анализ коммуникационного взаимодействия, инновации, инновационное развитие, стратегия развития, способы передачи информации, анкетный опрос