Социологические науки

Ролевой переход в системе профессионального образования

Авторы: Баразгова Е. С., Хитрин К. Л., Попова О. И.

Аннотация

В статье рассматривается феномен стихийно складывающегося ролевого перехода во взаимодействии вовлеченных в него акторов на двух уровнях профессионального образования – высшего и дополнительного. На основании анализа материалов авторских социологических исследований 2006-2015 годов, проведенных с использованием как количественных, так и качественных методов, а также элементов стратегии кейс-стадис, фиксируется готовность акторов образовательного взаимодействия в вузе к смене ролевой доминанты – преподаватели и студенты солидарны в представлении о ведущих взаимообусловленных ролях преподавателя как педагога-коммуникатора, студента как партнера по диалогу, в режиме которого формируется индивидуальность профессионала; в дополнительном профессиональном образовании эффективность взаимодействия определяется степенью удовлетворения конкретного образовательного, профессионального и должностного запроса слушателей в текущих образовательных программах, преподавателям отводится по преимуществу роль модератора в групповой коммуникации. Полученные результаты характеризуются практическим значением в рамках определения оптимальной стратегии реформирования профессионального образования в современных отечественных условиях, которая должна быть направлена, в том числе, на удовлетворение потребностей рассмотренных акторов в индивидуализации образовательного процесса, развитии форм горизонтального взаимодействия, распространении диалоговых начал, обновлении представлений о профессиональной компетентности педагога профессионального образования.

Ключевые слова

ролевой переход, ожидания акторов образовательного взаимодействия, двойственная профессия, дополнительное профессиональное образование, гражданские служащие, кадры управления общеобразовательных организаций