Социологические науки

Социальная динамика семейной исторической памяти студентов

Авторы: Белова Е. В., Крисанов А. А.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы исторической памяти – устойчивой системы представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании, которой свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. Речь идет об исторической памяти представителей конкретной социальной группы, в частности студенческой молодежи. По мнению авторов, изучение исторической памяти с точки зрения социолого-исторического подхода дает существенно новые возможности для ее анализа. Авторы рассматривают историческую память в рамках теории социокультурной динамики, сформированной, прежде всего, в работах П.А. Сорокина. При этом в работе социальная динамика исторической памяти определяется как многоуровневый процесс, включающий систему ценностей, изменение представлений о жизни и опыте предков и формирующийся под влиянием различных факторных детерминантов. Авторы исходят из того, что трансформация системы ценностей студентов, сопровождаемая изменением характера воздействия различных факторных детерминантов, приводит к изменению структуры мотивов учебной деятельности студентов, в процессе которой формируется их семейная историческая память. Знание особенностей социальной динамики изучаемого явления позволит разработать систему мероприятий, способствующих целенаправленному формированию семейной исторической памяти молодого поколения.

Ключевые слова

историческая память, социальная динамика, студенты, семья, теория социокультурной динамики П.А. Сорокина, возможности анализа, социолого-исторический подход, факторы