Педагогика и психология

Опытно-экспериментальная апробация системы оценки качества дистанционного обучения в вузе

Авторы: Курицына Г. В., Чикова Н. Д.

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью инновационных решений в системе вузовского образования, связанных с повышением качества и применением новых форм обучения. В статье изложен ход и представлены результаты эксперимента по созданию и внедрению универсальной системы качества дистанционного обучения в вузе на примере Нижегородского государственного лингвистического университета. Процесс развития дистанционного обучения сопровождается рядом противоречий. С одной стороны, использование дистанционных образовательных технологий делает получение высшего образования более доступным, а с другой, недостаточная разработанность критериев оценки качества приводит к снижению уровня подготовки студентов. Имеющиеся на сегодняшний день технологии оценки не отвечают современным требованиям компетентностного подхода к подготовке специалиста. В ходе эксперимента проверена эффективность технологии реализации оценки качества дистанционного обучения в вузе, в основе которой лежит пошаговый контроль формирования компетенций, использование уровневых заданий, разработанных по принципам таксономии Б. Блума. Для обработки первичных данных применены методы математической статистики, выбор которых обусловлен небольшим количеством студентов в группах, что является спецификой организации процесса обучения в лингвистическом университете. Получено эмпирическое подтверждение того, что разработанная технология является эффективным средством оценки качества дистанционного обучения, так как позволяет получать достоверные данные, дает возможность обеспечивать непрерывность процесса совершенствования качества обучения. Необходимость разработки содержательной базы и технологии оценки качества дистанционного обучения в вузе обусловлена современной потребностью в развитии качественного дистанционного обучения, направленного на подготовку конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова

дистанционное обучение, качество обучения, оценка качества дистанционного обучения, таксономия, инструментарий оценивания, статистические методы обработки результатов, эксперимент