Педагогика и психология

Показатели проявления социальной компетенции младшего школьника

Авторы: Чикунова Е. С.

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования социальной компетенции на этапе обучения в начальной школе, что подтверждается ссылками на требования Федерального государственного стандарта образования. Формулируется предположение, что именно социальная компетенция является фундаментом познавательной активности и формирования социальной зрелости, обнаружения и реализации латентных потенциальных возможностей личности. Представлен авторский взгляд на определение понятия «социальная компетенция младшего школьника», которая рассматривается как основа для осознания собственной индивидуальности, способности к саморазвитию, причастности к коллективу и обществу, реализации умений выстраивать взаимодействие с учетом интересов других людей, системно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность. Опираясь на более актуальные для темы исследования личностные изменения, происходящие на этапе начального общего образования, выделены показатели проявления социальной компетенции младшего школьника. На основе проведенного анализа научных исследований представлена авторская точка зрения на описание социальной адаптированности, социальной автономизации, социальной активности и системного подхода при решении проблем социального аспекта. Сформулирован вывод о необходимости развития у ребенка указанных выше способностей с начальной ступени школьного обучения для дальнейшей успешной социализации личности.

Ключевые слова

компетенция, социальная компетенция, начальная ступень общего образования, младший школьник, социальная адаптированность, социальная автономизация, социальная активность, системный подход