Педагогика и психология

Урок как средство реализации системы универсальных учебных действий

Авторы: Онипко Т. В.

Аннотация

Статья посвящена характеристике урока как средства реализации системы универсальных учебных действий (УДД). Обоснована актуальность их использования в учебном процессе в связи с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентированных на всестороннее развитие личности учащегося. Подчеркивается необходимость профессионального самосовершенствования педагога в связи с применением в работе методик и техники, учитывающих современные тенденции в образовательном процессе и позволяющие обосновать полезность школьных знаний для реальной жизни, а не только для поступления в вуз. Одним из вариантов подобных методик и техники являются учебные приемы, ориентированные на формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Представлены определение и основные характеристики универсальных учебных действий. Описаны их разновидности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. С использованием данной системы УДД автором разработаны методические материалы к уроку биологии – представлена технологическая карта урока на тему «Строение клетки» для 5-го класса. Технологическая карта включает в себя характеристику планируемых образовательных результатов (предметных и метапредметных), подробную организационную структуру урока, состоящую из 7 этапов с описанием деятельности учителя и учащихся. Задачи урока формулируются с ориентацией на систему УДД. Методическая разработка анализируется с точки зрения реализации всех разновидностей УДД. Таким образом, урок становится формой организации образовательного процесса, включающего развитие у школьников целого комплекса универсальных учебных действий.

Ключевые слова

ФГОС, основное общее образование, технологическая карта урока, учебный процесс, знания и навыки, учащиеся школы, системно-деятельностный подход, урок биологии