Педагогика и психология

Способность к эмоциональному взаимодействию студентов медицинского вуза

Авторы: Неволина В. В.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования способности к эмоциональному взаимодействию как специфической форме субъективного переживания отношения к другой личности. Представлен теоретический анализ структурных компонентов эмоционального взаимодействия. Основное внимание автор работы уделяет изучению способности к эмоциональному взаимодействию студентов медицинского вуза, подчеркивая, что ориентация на принятие партнера по общению является необходимой тенденцией в профессии медицинского работника. В работе описаны результаты исследования структурных компонентов способности к эмоциональному взаимодействию студентов Оренбургского государственного медицинского университета, включающего изучение перцептивно-когнитивного (восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека) и аффективно-регулятивного (эмпатического отклика в форме сопереживания, сочувствия, содействия) компонентов. В целом результаты исследования свидетельствуют, что студенты медицинского вуза ориентированы на межличностное взаимодействие и установление непосредственных контактов с окружающими, на организацию терпимых отношений с партнерами по общению не только в личной, но и профессиональной сфере. В качестве психолого-педагогических условий, способствующих развитию способности к эмоциональному взаимодействию, автор выделяет обогащение знаний студентов по данной проблематике на лекциях, семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе, использование интерактивных технологий обучения; вовлечение студентов в совместную социальную деятельность в социокультурной среде вуза, – всё это будет способствовать усвоению нравственных норм и эталонов поведения эмоциональной вовлеченности с партнерами по общению.

Ключевые слова

эмоциональное взаимодействие, способность к пониманию, сопереживанию и сочувствию, перцептивно-когнитивный и аффективно-регулятивный уровень взаимодействия, межличностное общение, эмпатия, терпимость