Педагогика и психология

Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов

Авторы: Золотухин С. А.

Аннотация

Быстрое развитие образовательного сегмента сети Интернет входит в некое противоречие с классическим образованием. Растущая популярность электронного обучения приводит либо к пересмотру традиционного дистанционного обучения, либо к его трансформации. Наибольшего внимания в этой связи заслуживает рассмотрение массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), за короткое время ставших общемировым трендом. Созданные при участии крупных университетов или финансовых компаний, MOOC являются инструментом либо развития самостоятельного обучения, либо расширения образовательной среды вуза. В представленной статье дается общая характеристика MOOC, их классификация. В частности, рассмотрены особенности коннективистского онлайн-курса MOOC (cMOOC), ведущими идеями которого является развитие образовательных и иных качеств личности через совместное создание контента, и станфордского онлайн-курса MOOC (xMOOC), философия которого строится на традиционных классических подходах. Большое внимание уделяется рассмотрению преимуществ MOOC как инновационных педагогических моделей реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Вместе с тем в статье рассматриваются и недостатки MOOC, которые обычно связывают с функционированием xMOOC: высокая стоимость создания курса, что требует привлечения различных специалистов, неустоявшаяся философия и отсутствие четкого места в связи с другими формами образования и прежде всего с классическим.

Ключевые слова

массовые открытые онлайн-курсы, коннективистский MOOC, станфордский MOOC, инновации в образовании, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования, онлайн-обучение