Педагогика и психология

Профессионально ориентированные ситуации в педагогическом образовании: сущность, проектирование, реализация

Авторы: Донскова Е. В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы слабой практической подготовки студентов – будущих учителей – к профессиональной деятельности. Обоснован выбор в качестве средства решения исследуемой проблемы ситуационного подхода, в основе которого лежит идея построения образовательного процесса на основе учебных ситуаций. Уточнена сущность профессионально ориентированных ситуаций в педагогическом образовании. Такие ситуации – не только «форма познавательной деятельности» (Н.В. Альбрехт), «средство саморазвития» (Ю.В. Соколова), «средство развития профессиональных умений» (Е.И. Трубицина) у будущего учителя. Автор подчеркивает, что они могут использоваться как комплексное средство формирования профессиональной компетентности и проверки уровня ее сформированности. Выявлены отличительные признаки профессионально ориентированных ситуаций в педагогическом образовании: педагогический и методический контекст содержания, проектировочный характер, открытость решения. Определены этапы их проектирования: аналитически-целевой, содержательный, методический, рефлексивно-прогностический. Обозначены этапы реализации ситуации с позиции студента: актуализация сознания, адаптация в ситуации, решение ситуационной задачи, рефлексия. В соответствии с профессиональным контекстом компетентности, проявляющимся в профессионально ориентированных ситуациях, автором выделены и описаны уровни ее выраженности: «Отрицание», «Профессиональная репродукция», «Профессиональное развитие», «Профессиональное саморазвитие».

Ключевые слова

педагогическое образование, профессиональная компетентность учителя, профессионально ориентированная ситуация, ситуационный подход, уровни выраженности профессиональной компетентности, учебная ситуация


Всегда актуальные исследования

Подпишитесь на рассылку, вам будет приходить содержание нового выпуска журнала, чтобы вы оставались в курсе дискуссий в области экономики и социологии.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.