Философия и культурология

Истоки отчуждения в социально-философской концепции Франкфуртской школы

Авторы: Ткаченко О. С.

Аннотация

Статья посвящена феномену отчуждения, рассматриваемому в рамках концепции Франкфуртской школы. Разбираются историко-философские предпосылки становления понятия «отчуждение», а также отличия подхода франкфуртцев от гегелевского и марксистского понимания данного термина. Посредством анализа основных положений критической теории выводятся теоретические основания понимания феномена «отчуждение». На материале «Диалектики просвещения» – книги, написанной совместно М. Хоркхаймером и Т. Адорно, показано, как авторы связывают историю человечества с историей становления «отчужденного существования», а также каким образом отчуждение начинает проявлять себя через «самоотчуждение» человека от своей собственной природы. Рассматривается вопрос о том, является ли отчуждение для франкфуртцев чем-то неизменно данным или же преодоление отчужденного существования теоретически возможно. В связи с этим особое внимание уделяется тому, что же именно отчуждается в ходе исторического процесса. Посредством анализа статьи Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория» автор показывает, какие сущностные характеристики человека и общества выделяет Франкфуртская школа, и делает вывод о том, что в своих фундаментальных основаниях индивидуальное и общественное сущностно связаны. Таким образом, основным истоком отчужденного существования является отказ от идеи первоначально социальной природы человека.

Ключевые слова


Всегда актуальные исследования

Подпишитесь на рассылку, вам будет приходить содержание нового выпуска журнала, чтобы вы оставались в курсе дискуссий в области экономики и социологии.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.