Филологические науки

Применение принципа интертекстуальности в современном литературоведении

Авторы: Гогина Л. П.

Аннотация

Автор анализирует интертекстуальность как методологический подход в изучении постмодернистских и современных художественных и публицистических текстов. Метод интертекстуального анализа соотносится с герменевтическим подходом (который, на наш взгляд, является его началом) с семантикой дискурса, с постмодернистской центонностью. Уточняется роль философа М.М. Бахтина как основоположника эстетической стороны первичного понимания интертекста, который трактовался ученым-филологом в качестве никогда не завершаемой «действительности познания». Любой текст на современном этапе развития литературоведения предлагается рассматривать как часть единого полифонического дискурса, но не в качестве цитатного мышления, а в качестве метода художественного творчества, части межкультурных коммуникаций. Кратко формулируется точка зрения на интертекст автора рассматриваемого литературоведческого термина – французского филолога Юлии Кристевой, которая считала его способом межэпохальных связей; оценивается одно из последних исследований в области интертекстуальности французского лингвиста Натали Пьеге-Гро, которое основано на нахождении смысловых связей текста с общим пространством культуры человечества, с принципами смыслопорождений. Как практическая иллюстрация приведен анализ интертекстуальных заголовков одного из номеров «Литературной газеты». Приведены конкретные примеры применения метода интертекстуального анализа из практической научной и преподавательской деятельности автора статьи.

Ключевые слова

интертекстуальность, исторические, этнические, мифологические, ментальные и культурные знания, скрытые аллюзии, имманентная историчность, постструктуралисты, постмодернизм, В.Н. Курицин, центон и центонность, психологическая и эстетическая проблема интертекста, «эффект прочтения», «новый журнализм»