Педагогика и психология

Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования

Авторы: Пац М. В., Медведев В. А.

Аннотация

В статье показаны особенности современного высшего профессионального образования в контексте глобальных тенденций современности, воздействующих на профессиональную деятельность учителя. Выявлена необходимость обращения к социокультурному контексту в поиске путей решения проблемы развития инновационности будущего педагога. Обозначена ценностная база целеполагания. Рассматриваются стратегические и тактические цели современного высшего профессионального образования. Инновационность будущего педагога представлена как одна из ценностей и целей образования в информационном обществе, как «экзистенциальная ценность», составляющая профессионального мировоззрения, доминанта в системе формирования профессиональной компетентности. Раскрывается сущность педагогической инновационности. Выделяются функции педагогических инноваций, показана их взаимосвязь с актуальными качествами педагога. Представлены критерии готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Излагается авторская точка зрения на феномен инновационности педагога, которая рассматривается как индикатор качества его профессиональной готовности в современных условиях, как основа его профессиональной успешности и конкурентоспособности. Рассмотрен компетентностный аспект реализации концепций инновационного обучения. Компетентностный подход способствует развитию идеи педагогической инновационности через активизацию образовательного процесса, внедрение новшеств в профессиональное обучение, направленности на практику. Выделяются свойства инновационности учителя в его профессиональной деятельности. Обозначены возможные пути реализации педагогической инновационности. Показано, что развитие инновационности педагога – это не только одна из ведущих образовательных проблем, но и фактор социального прогресса, способствующий подготовке эффективных квалифицированных кадров.

Ключевые слова

инновационная цивилизация, инновационность субъекта образования, инновационная деятельность, ценности образования, личностная ценность, цели образования, саморазвитие, модернизация высшего профессионального образования, профессиональная успешность, конкурентоспособность