Филологические науки

Понятийная составляющая концепта «Кавказский пленник» в одноименной повести И. Колонтаевской

Авторы: Волкова В. Б.

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятийной составляющей концепта «кавказский пленник» в одноименной повести И. Колонтаевской; определяется роль художественного мотива приобщения к чужим традициям и образу жизни, актуализирующего взаимодействие исходного концепта с концептами «свое» и «чужое». Отсылки к тестам Библии и Корана позволяют рассматривать концепт «кавказский пленник» в широком интертекстуальном поле, что дает возможность осмысливать соотношение «своего» и «чужого», «чужого» и «чуждого» в процессе сопоставления разных сюжетных линий повести. Проникновение в чужую культуру происходит на эмотивном уровне в результате межличностного общения главного героя повести с носителями иных религиозных ценностей. Понимание «чужого» приходит через осознание своей вины перед народом, против которого герой воюет. Автор доказывает, что репрезентирующий понятийный компонент концепта – мотив приобщения к чужим традициям и образу жизни, анализируемый через категорию процессуальности, задает вектор осмысления сюжета в трех аспектах: доповествовательное прошлое главного героя, повествовательное настоящее, постповествовательное будущее. Динамичность мотива задается предикатами, формирующими его: знал, видел (прошлое героя); испытывает неловкость, наблюдает, жалеет, разговаривает, читает (настоящее); будет перечитывать (будущее). Автор предпринял попытку исследовать художественный концепт с использованием методов дискурсивного, интертекстуального и концептуального анализа одновременно.

Ключевые слова

концепт «кавказский пленник», взаимодействие с концептами «свое» и «чужое», интертекстуальное пространство художественного дискурса, мотив приобщения к чужим традициям и образу жизни как репрезентант понятийной составляющей