Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.

Ипполитова Наталья Викторовна

Ипполитова Наталья Викторовна
Ученая степень: доктор педагогических наук (2000)
Ученое звание: профессор (2001)
Должность: профессор кафедры профессионально-технологического образования Шадринского государственного педагогического института.
E-mail: inv_@mail.ru
Сфера научных интересов: методология профессионального образования, профессиональная подготовка студентов вуза (личностный и технологический аспекты), непрерывное профессиональное образование.<

Профессиональная и научная деятельность

Родилась 20 июля 1953 г. в г. Челябинске.

В 1975 году с отличием окончила факультет иностранных языков Челябинского государственного педагогического института по специальности английский и немецкий языки.  

С 1975 по 1981 г. работала учителем иностранного языка в Мирненской средней школе (поселок Мирный, Челябинская область).

С 1981 г. работает в Шадринском государственном педагогическом институте. Занимается вопросами патриотического воспитания молодежи, непрерывного профессионального образования. В 1985 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Общественно полезная трудовая деятельность как средство патриотического воспитания младших подростков». Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.А. Томин. В 2000г. защитила докторскую диссертацию «Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся» по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования».

В настоящее время работает в должности профессора кафедры профессионально-технологического образования.

В 1996г. по инициативе Н.В. Ипполитовой на базе ШГПИ создан и под ее руководством продолжает действовать по настоящее время центр «Непрерывное педагогическое образование», представляющий научную школу профессора Н.В. Ипполитовой. В рамках деятельности Центра проводятся научные исследования преподавателей ШГПИ и работников образования г. Шадринска и Курганской области, Уральского региона, научно-практические конференции различного уровня, стажировки работников образовательных учреждений.

В течение многих лет Н.В. Ипполитова ведет большую работу по повышению квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений разных городов и регионов России; выступает с лекциями и докладами перед студентами, аспирантами, преподавателями пединститутов и педучилищ (Сургут, Курган, Тобольск, Ишим, Челябинск, Шадринск и др.); участвует в международных научных и научно-практических конференциях и семинарах в различных регионах страны и зарубежья.

Под научным руководством Ипполитовой Н.В. защищено 27 диссертаций кандидатов педагогических наук.

Является членом диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при Челябинском государственном педагогическом университете.

Активно участвует в организации научно-исследовательской работы студентов. В 2008–2010 гг. награждена дипломами Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России» за подготовку участников Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».

С 2004г. Ипполитова Н.В. является руководителем (академиком-секретарем) работы коллективного члена Международной академии наук педагогического образования (МАНПО, г.Москва)  - Шадринского государственного педагогического института. Совместно с представителями МАНПО постоянно принимает активное участие в  проведении международных конференций, семинаров по педагогическим проблемам.

Автор более 230 научных трудов, в том числе четырех монографий, 17 учебных пособий, постоянный автор журналов «Педагогическое образование и наука»,  «Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия Образование. Педагогические науки», «Вестник  ШГПИ», «Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. ЕРШОВА», «GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION» (Польша) и др.

Основные читаемые курсы: «Философия и история образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Современные проблемы науки и образования», « Методологические основы профессиональной педагогики», «Инновационные процессы в образовании», «Управление образовательными системами» и др.

Регалии, награды, отличия

В 2004 г. избрана действительным членом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), в 2005г. - действительным членом Академии Педагогических и социальных наук.

Награждена  отраслевыми наградами, почетными грамотами, премиями: премией Главы администрации (губернатора) Курганской области в сфере науки и техники за монографию «Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей» (1997г.); имеет нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (21.03.2003, уд.№ 08-373); медаль «Ветеран труда» (04.12.2008г., уд.Т-II № 337985);  нагрудный знак «За заслуги» (23.10.2009, уд.№ 006).

Основные научные публикации

УМонографии

1. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей : монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1997. – 217 с.
2. Ипполитова Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект : монография / Н.В. Ипполитова. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. – 235 с.
3. Ипполитова Н.В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. – 244 с.
4. Ипполитова Н.В.Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Проблемы воспитания и социализации молодежи : монография / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. – Челябинск : Цицеро, 2014. – 204с. - Гл. 1.4. – С. 85–106.

Учебники, учебные пособия

1. Ипполитова Н.В. История педагогики : пособие для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу «История педагогики». В 2 Ч. – Шадринск : ГОУ ВПО ШГПИ, 2010. – 259с.
2. Ипполитова Н.В. Теория и методика профессионального образования : учебное пособие. - Шадринск : ГОУ ВПО ШГПИ, 2010. – 136 с.
3. Ипполитова Н.В., Шашкина Ю.И. Подготовка студентов педвуза к деятельности по организации здорового образа жизни школьников : учебное пособие. – Шадринск : ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. – 111с.
4. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Методология и методы научного исследования: учебное пособие. – Шадринск : ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. – 209 с.
5. Ипполитова Н.В., Разливинских И.Н. Математическая компетентность будущих учителей начальных классов : учебное пособие. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – 125 с.
6. Ипполитова Н.В., Парунина Л.В., Стерхова Н.С. Научное исследование в педагогике: словарь-справочник. – Шадр.гос.пед.ин-т: ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. – 185 с.
7. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Методы исследовательской деятельности педагога : учеб. пособие. – ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. – 115 с.
8. Педагогическая практика: метод. пособие для аспирантов по специальности 13.00.08 – теория и методика проф. образования. – Шадринск: «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2012. – 52 с.
9. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Методика работы над магистерской диссертацией: учебно-метод. пособие. – Шадринск: «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2012. – 95 с.
10. Ипполитова Н.В. Философия и история образования : учеб.-метод. пособие для студентов. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 148 с.
11. Ипполитова Н.В., Забродина Л.Н. Формирование профессионально-речевой культуры будущего врача : учебное пособие. - Шадринск :Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2014. – 102 с.

Статьи

1. Ипполитова Н.В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. – № 13 (146). – 2009. – С. 9–15.
2. Ипполитова Н.В. Сущность и функции методологического подхода в педагогическом исследовании // Преподаватель: ХХI век. – 2011. – № 3. – С. 57–60.
3. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педвуза // Преподаватель: ХХI век – 2011. – № 3. – С. 41–45.
4. Ипполитова Н.В., Тургина Е.В. Формирование правовой грамотности студентов как педагогический процесс // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия Образование. Педагогические науки. Вып.16. – 2012. – № 14. – С. 65–69.
5. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Классификация видов эстетической деятельности студентов педагогического вуза в условиях современности // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 1.– С. 9–14.
5. Ипполитова Н.В. Инновационное развитие системы непрерывного образования педагогического вуза // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 12. – С. 11–14.
7. Ипполитова Н.В. Методологические основания исследования проблем профессиональной педагогики // Профессиональное образование. Столица. Приложение Научные исследования в образовании. – 2012. – №11. – С. 19–25.
8 Ипполитова Н.В., Нагибина Н.А. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога // Наука и школа. – 2013. – №3. – С. 44–46.
9 Ипполитова Н.В., Забродина Л.Н. Система формирования профессионально-речевой культуры студентов медицинского // Образование и саморазвитие. – 2013. – № (35). – С.129–134.
10. Ипполитова Н.В. Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2015. – №1. – С. 7–12.
11. Ипполитова Н.В. Личностный аспект профессиональной подготовки будущих учителей как педагогическая система // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – Серия «Педагогика и психология». – 2014. – № 5 (17) – С. 10–15.
12. Ипполитова Н.В., Егорова Т.Г. Формирование готовности будущих учителей к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды // General and professional education. – 2014. – №3. – С. 42–50. и др.