Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №10 (40) ноябрь 2013  Рубрика: Экономические науки

Стратегические приоритеты развития страхования в рамках ШОС

Р. Ф. Карачурина, канд. экон. наук, доцент,
кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики,
Уфимский государственный университет экономики и сервиса,
г. Уфа, Россия
Современный этап развития экономики Российской Федерации и зарубежных стран с учетом тенденций в мировом пространстве ставит перед страховым рынком новые цели и задачи. Поэтому важно своевременно и четко обозначить приоритетные направления развития страхового рынка на международном уровне и пути их реализации. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что развитие страхования, как одного из эффективных рыночных институтов, способствует стабильному развитию и других отраслей экономики.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, интеграция страхового рынка, страны-участницы, страховая культура населения, страховые программы, совершенствование законодательной и нормативной базы

Рост значимости страхования в мирохозяйственных связях, расширение международных связей, их глобализация создают условия для формирования единого страхового пространства для стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (далее ШОС).

Исследование возможности создания единого страхового рынка в рамках ШОС позволит выявить тенденции страховой интеграции на национальных и региональных рынках стран-участниц; объективные изменения в инфраструктуре Российского национального страхового рынка и во взаимоотношениях субъектов страховых отношений (внедрение новых форм взаимодействия, формирование норм регулирования страховых отношений). Разработка конкретных предложений ускорит процесс интеграции в данном сегменте.

Шанхайская организация сотрудничества, основанная в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана (Индия, Иран, Монголия, Пакистан, а после последнего саммита и Афганистан – имеют статус наблюдателей, Белоруссия, Шри-Ланка и Турция – партнеры по диалогу) обладает серьезным демографическим и экономическим потенциалом. Экономическая интеграция в рамках этой организации дает возможность расширения страхового рынка, который должен стать важным фактором содействия социально-экономическому сотрудничеству на пространстве ШОС.

Содействие интеграции страхового рынка также не противоречит и нормам Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г.

Страховые рынки стран ШОС развиваются достаточно независимо друг от друга, поэтому сближению страховых рынков стран-участниц ШОС большей частью препятствуют нормативы законодательного характера стран-участниц ШОС.

Также основными проблемами создания единого страхового пространства в рамках ШОС можно выделить следующие:

– разный уровень экономического развития каждой страны-участницы ШОС;

– использование не в полном объеме национальными страховщиками возможностей взаимного страхования;

– присутствие низкого уровня страховой культуры и разного уровня платежеспособности у предприятий и различных групп населения.

Отсюда можно сделать вывод, что приоритетными направлениями сотрудничества в страховой сфере стран-участниц ШОС должны стать следующие мероприятия (рисунок 1):

– развитие инфраструктуры, надежности и емкости страхового рынка стран ШОС, его рациональной интеграции;

– совершенствование законодательной и нормативной базы на уровне мировых стандартов, правового обеспечения страховых отношений с целью обеспечения более комфортных условий для благоприятного развития страховой отрасли на пространстве ШОС и здоровой конкуренции среди ее профессиональных участников;

– привлечение государственных органов управления в интеграционные процессы с целью сближения страховых рынков стран-участниц ШОС;

– оказание помощи страховым компаниям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков ШОС;

– совершенствование инфраструктуры страхового рынка (в том числе развитие взаимного, исламского страхования), овладение инновационными видами страхования;

– выработка законодательных предложений по повышению эффективности операций сострахования и перестрахования в рамках ШОС;

– создание информационной базы данных о страховой отрасли стран ШОС;

– повышение и укрепление страховой культуры населения стран и популяризация страхования.

В целях создания единого страхового рынка в рамках Шанхайской организации сотрудничества как фактора дополнительной защиты для национальных экономик стран-участниц автором предлагаются следующие мероприятия:

1. Создание оптимальной инфраструктуры страхового рынка на пространстве ШОС, которая призвана удовлетворить интересы всех участников страховых отношений стран-участниц.

В настоящее время инфраструктура страхового рынка представлена: «страховыми организациями, перестраховщиками, страховыми брокерами, обществами взаимного страхования, страховыми аудиторами, взаимодействующими с оценщиками, самостоятельно организованными аварийными комиссарами».1 Обеспечение согласованности их деятельности способствует улучшению качества страховых услуг, экономии средств страхователей по оплате страховых услуг и, как следствие, повышению надежности и финансовой устойчивости страховщиков и доверия их клиентов. Поэтому очень важно определить возможности интеграции деятельности участников страхового рынка внутри каждой страны.

Автор считает, что задачи, определенные при реализации основных стратегических направлений развития страхования в рамках ШОС, могут быть решены посредством консолидации усилий самих участников страхового рынка и органов власти стран-участниц (рисунок 2).

Прежде всего, необходим механизм территориальной координации и регулирования страховой интеграции во всех странах, участвующих в ШОС.

Основополагающими документами в деятельности Координационного совета по страхованию могут стать страховые программы, имеющие официальный статус. По мнению автора, в таких программах должны быть представлены сведения: о конкретных мероприятиях (проведение регулярных «круглых столов», семинаров, совещаний, конференций, общих собраний совета) и сроках их реализации, ответственных лицах, потенциальных участниках и условиях участия.

Для реализации конкретных программ необходима отработанная, прозрачная для всех участников система конкурсов.

2. Развитие взаимного страхования.

В настоящее время взаимное страхование в России находится на стадии развития в отличие от зарубежных стран, поэтому данное направление может стать приоритетным с целью передачи опыта, привлечения инвестиций и массового распространения данной формы страхования.

3. Изучение и последующее внедрение нормативной базы страховых отношений на уровне мировых стандартов с целью обеспечения устойчивости и конкурентоспособности страхового рынка стран ШОС2.

В настоящее время Международная Ассоциация Страховых Надзоров (МАСН) одобрила новый перечень Ключевых Принципов Страхования («Insurance Core Principles»). Новые Принципы подразумевают введение нового режима регулирования для страховщиков и страховых надзоров, который потребует перехода к контролю платежеспособности компаний с учётом рисков3. Данные принципы указывают на основные ориентиры, в направлении которых стремится международное страховое регулирование. Разработчикам нормативных актов по страховой интеграции в рамках ШОС следует учитывать новые Принципы Страхования.

4. Развитие экологического страхования.

В настоящее время международная экологическая обстановка остается очень напряженной. Нарушения технологий производства и норм эксплуатации оборудования приводят к увеличению ущерба, наносимого окружающей природной среде и экологической безопасности.

В рамках экологической программы по страхованию стран-участниц ШОС должны быть разработаны следующие документы:

– методические указания по способам расчетов оценки убытков, которые причиняются промышленными предприятиями населению;

– порядок расчетов тарифных ставок по объектам, которые являются экологически опасными;

– методические рекомендации по организации экологического страхования;

– способы вовлечения общественности в процесс экологического страхования.

5.  Содействие развитию исламского страхования.

Исламское страхование как социальная защита участников или сторонних клиентов и модификационный метод взаимного страхования, является перспективным направлением развития страхового рынка, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации. Его реализация позволит расширить возможности страхования в сферfе сотрудничества стран ШОС и взаимопомощи населения.

6.  Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров участников страховых отношений.

Важным фактором подготовки квалифицированных кадров для страховой отрасли является совершенствование и адаптация под сложившуюся практику программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, которые должны осуществляться на регулярной основе, с привлечением ведущих ученых и опытных практиков страхового дела.

Необходимо сохранить и развивать практику проведения регулярных семинаров по повышению квалификации руководителей и специалистов страховых организаций по различным вопросам страховой деятельности.

Все это, в свою очередь, требует проведения регулярных научно-практических конференций, социологических исследований, увеличения числа диссертационных работ по страховой тематике, конференций с участием органов исполнительной власти и профессиональных страховщиков.

7. Повышение финансовой грамотности и страховой культуры населения стран-участниц.

В целях повышения страховой культуры населения необходимо реализовать следующие меры:

– активизация информационно-разъяснительной работы среди страхователей по популяризации надежности и выгодности страхования (проведение пресс-конференций, публикации, теле-, радио- сюжеты, информационные сообщения);

– информирование населения о незаконности деятельности страховых компаний, страховых агентов и других посредников, регулирование споров между участниками страхового рынка;

– выпуск специализированного печатного издания, ориентированного на потребителя страховых услуг.

Повышение финансовой грамотности и информированности также относится к числу важных направлений деятельности участников страхового дела, требующих осуществления широкомасштабных мероприятий, согласованных действий органов исполнительной власти.

8.  Привлечение дополнительных инвестиций в экономику стран-участниц в виде временно свободных средств страховых компаний.

В случае роста региональных инвестиций может встать вопрос об образовании единого агентства ШОС по защите инвестиций с участием уполномоченных государственных структур, банков и страховых компаний.

При этом основными причинами слабой инвестиционной активности страховых компаний является отсутствие благоприятной для них инвестиционной политики государства и эффективных проектов инвестирования4. Необходим пересмотр направлений инвестиций страховых компаний совместно с соответствующими органами исполнительной власти для привлечения страховых резервов к реализации долгосрочных инвестиционных программ.

Максимальное вовлечение инвестиционных ресурсов страховых организаций в экономику возможно лишь на основе экономического стимулирования их инвестиционной деятельности.

В рамках всестороннего рассмотрения механизма реализации льготного страхования необходимо уделить несколько слов проблеме выбора надежной страховой компании. Самым важным критерием является уставный капитал – это достаточно серьезная гарантия того, что даже в случае каких-либо финансовых затруднений в компании все равно будет выплачено возмещение. Дальнейшее повышение капитализации рынка страховых услуг должно происходить не в результате установления законом более высокого минимального размера уставного капитала, а путем активизации использования учредителями и акционерами таких форм, как дополнительная эмиссия акций, направление на капитализацию части прибыли, привлечение инвестиций, публичное предложение ценных бумаг. Первостепенной задачей является не столько повышение размера уставного капитала, сколько обеспечение его качественного содержания и состава.

9. Осуществление превентивных (предупредительных) мероприятий, направленных на недопущение страховых случаев, уменьшение риска их наступления и величины наносимого ими ущерба.

Немаловажное значение имеет предупредительная функция страхования, которая направлена на минимизацию последствий страхового риска. Осуществление превентивных (предупредительных) мероприятий страховыми организациями должно быть регламентировано на законодательном уровне, при этом представителям субъектов страхового рынка стран-участниц следует разработать и утвердить эффективную стимулирующая деятельность в данном направлении.

10. Оказание помощи страховым компаниям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков ШОС.

Члены вышеуказанного Координационного совета по страхованию могут также оказать существенную и необходимую поддержку страховщикам стран-участниц в их законодательных инициативах в части обеспечения равных условий их деятельности и здоровой конкуренции в отношениях со страховыми организациями стран ШОС5. Данное направление также является приоритетным, так как именно консолидация внутренних и внешних сил всех участников страхового рынка приведет к желаемому результату страховой интеграции.

Реализация указанных выше направлений взаимодействия Координационного совета по страхованию с профессиональными участниками страхового рынка и контролирующими страховую деятельность органами будет способствовать становлению цивилизованных отношений всех участников страховой защиты, а также окажет содействие в создании межгосударственных и национальных объединений.

Основными ожидаемыми результатами от реализации предложенных мер станут: укрепление стабильности и надежности международного страхового рынка, создание предпосылок повышения спроса на страхование в целом, создание современной инфраструктуры страхового рынка, повышение уровня страховой культуры населения, улучшение кадрового потенциала в сфере страхования, развитие взаимного страхования, повышение эффективности страхового рынка, повышение социальной защищенности населения.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам. Постановление от «05» февраля 2013 г. № 29 «О выделении в 2013 году грантов Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам»

Литература:

1. Карачурина Р. Ф. Страхование в системе финансовых институтов страны на примере Республики Башкортостан // Международный технико-экономический журнал. – 2012. – № 4. – С.58-64.
2. Сафуанов Р. М., Карачурина Р. Ф. Проблемы и перспективы создания единого страхового пространства в рамках ШОС // Проблемы и перспективы социокультурного и экономического взаимодействия стран-участников и наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества: сборник статей участников III международной научно-практической конференции / Институт экономики УрО РАН. – Екатеринбург, 2012. – С.145-150.
3. Егорова А. Н. Страховой рынок России: состояние и тендеции развития. http: //www.ins-union.ru /assets/files /20121022%20RIMS%20whitepaper% 20vsent. pdf.
4. Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года / Всероссийский Союз Страховщиков: Версия для заседания Президиума ВСС 24.10.2012.
5. Самиев П. ШОС на пути страховой интеграции // insur-info.ru.
Яндекс.Метрика