Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (39) октябрь 2013  Рубрика: Философия и культурология

Постмодерн как генератор единства многообразия

Е. В. Музыкина, MA in Religion (Andrews University, USA),
ст. преподаватель кафедры лингвистики и гуманитарно-социальных дисциплин,
Заокский христианский гуманитарно-экономический институт,
п. Заокский, Россия
Статья посвящена рассмотрению такого социально-философского явления, как пост-модерн. Автор приводит общие характеристики, свойственные данному феномену современности и уделяет внимание тем трансформациям, которым подвергается как отдельно взятая личность, так и сообщество в целом, в результате развития постмодерна. Автор приходит к выводу, что именно тенденции постмодернистского тренда, в основу которого положено стремление к диалогу, инклюзивизму и толерантности, являются наиболее успешными в построении единства многообразного сообщества.
Ключевые слова: постмодерн, поколение постмодерна, инклюзивное государство, толерантность, диалог, цивилизация

Современный мир можно сравнить с лоскутным одеялом, состоящим из различных идей, представлений и убеждений, находящих своих последователей по всему миру и на всех континентах. Единство больше не рассматривается как однообразие, а представляет собой скорее концепцию многообразия в единстве. Общественное мнение дает все больше возможностей для проявления плюрализма. Рядовые граждане во многих странах мира показывают довольно высокий уровень толерантности по отношению к проявляющимся вокруг них различиям. Какой социально-философский феномен лучше всего может описать стремление современного человека искать единства в многообразии и дать объяснение возникновению данного желания? Постараемся ответить на данный вопрос.

Действительно, необходимо согласиться с тем, что стремление к сотрудничеству, в противовес конфронтации, является характерной чертой современного поколения, которое принято называть «поколением постмодерна». Исследователи говорят о том, что к этому поколению относятся все те, кому сегодня меньше 40. Каковы особенности этого социально-философского явления, называемого постмодерном, оказывающего столь интенсивное влияние на развитие современного общества?

Постмодерн можно определить как жесткую реакцию на модернизм, подчеркивающую и приветствующую различия во всех сферах человеческой жизни. Необходимо подчеркнуть, что сам по себе феномен постмодерна еще находится в процессе развития и поэтому не может поддаться полноценной объективной оценке1. Тем не менее, некоторые характеристики данного явления уже становятся очевидными. По мнению ряда философов, к ним относятся следующие черты:

1) Отсутствие метанарратива;

2) Признание множественности истины, что ведет к ее субъективности и, следовательно, непознаваемости;

3) Осознание реальности как того явления, которое самостоятельно конфигурируется индивидом;

4) Восприятие внешнего мира как хаотического нагромождения равноправных идей и понятий.

Вырастая из предшествующей эпохи модерна, с ее жесткими понятийными рамками и черно-белыми категориями, постмодерн подводит личность к переживанию следующих серьезных мировоззренческих изменений, находящих отражение как в его личной, так и общественной жизни2:

1. От уверенности к подозрительности: предыдущий негативный опыт неоправданных ожиданий, будь то со стороны науки, правительства, религии или знания как такового, привел к серьезному недоверию тем, кто заявляет, что имеет «ответы на все вопросы».

2. От стабильности к дезориентации: слабое развитие моральных принципов и создание искусственных запросов в предыдущую эпоху привело к экологическим катастрофам, неравенству, тирании и терроризму, которые вносят хаос в общество.

3. От единственной истины ко многим истинам:метанарратив теряет свою актуальность, и на смену ему приходит тенденция позиционирования мировоззрения в свете множественности менее значимых истин.

4. От индивидуализма к кризису идентичности: уверенность в себе уступает место образу, который может быть выбран сообразно соответствующему моменту.

5. От индивидуализма к общности: семья, друзья и традиционные объединяющие структуры возвращаются в постмодернистскую жизнь. Достижения современной техники, включая интернет и телекоммуникации, помогают поддерживать эти связи.

6. От религиозности или отсутствия религиозности – к духовности: общего рода духовность в век «множества истин» является более предпочтительной, чем жесткая религиозная приверженность.

7. От атомистического мышления – к целостному: в попытке увидеть целостную картину мира человек постмодерна стремится обнаружить целостные связи и взаимодействие между объектами, людьми и группами.

8. От исключения к включению: ориентированные на сообщество, люди постмодерна предпочитают культивировать в себе чувство толерантности и терпимости по отношению к другим, участвуют в разных диалогах и совместных проектах, включая межконфессиональные. Для них не характерно противопоставление «мы – они».

9. От абстрактного знания к личному опыту: субъективность можно обозначить как ключевой момент в принятии решения относительно того, что все вокруг нас существует именно так, как мы это воспринимаем в качестве индивидуумов.

10. От провозглашения истины к рассказыванию историй: поиск истины или какой-либо другой правды сопровождается процессом слышания множества историй, поскольку холизм и опыт являются основами данного процесса.

Что значат эти перечисленные выше очевидные изменения в мировосприятии и психологии поколения постмодерна для общественной жизни, для социума в целом? Очевидно, что большие изменения будет претерпевать, в первую очередь, социально-политическая сфера жизни социума. В ней тенденции постмодерна становятся активными катализаторами в движении на пути создания так называемого «инклюзивного государства». Какова его связь с постмодерном?

В первую очередь, необходимо упомянуть, что возникновение самой идеи инклюзивного государства связано с создавшимся общемировым социально-политическим климатом. Беспристрастные исторические факты говорят о том, что весь XX век был наполнен нескончаемой чередой войн и военных конфликтов. Так, по подсчетам экспертов общее количество человек, погибших в результате военных действий в прошлом столетии, составило 136,5 – 148,5 миллионов.3 Не утихают войны и в наше время. Среди последних военных конфликтов начала XXI века, уносящих ежегодно более 1000 человеческих жизней, выделяются два. Во-первых, это конфликт между Северным и Южным Суданом, приведший к смерти 3200 человек только в 2012 году, и около 2000 в нынешнем, и во-вторых, это гражданская война в Сирии, унесшая 30000 жизней за истекший период 2013 года4. Эти два конфликта вобрали в себя социально-экономические, этнокультурные, политические и религиозные предпосылки, указывающие на то, что мирное сосуществование различных групп населения и отдельных индивидов требует построения нового общества. В этом обществе с различиями не только мирятся, но их принимают как должное. Долженствование различий является категорией постмодернистской. Поэтому сама идея инклюзивного государства не могла родиться ни в какую другую эпоху, как только в период постмодерна. Подобный тип человеческой организации подразумевает то, что голос каждого этноса или конфессиональной группы будет услышан, их различия будут учтены и компромисс будет найден в процессе диалога.

Именно рождение плюралистического цивилизационного подхода является ярким проявлением постмодерна в современную эпоху. Его стремление признавать множественность и через это искать пути для единения резко контрастирует с социально-философским подходом к мироустройству, широко распространенному несколько десятилетий назад и базировавшемуся на тенденциях модерна. Приведем два примера. В 1989 году американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма выпускает в свет эссе «Конец истории?». В своей работе он постарался предсказать дальнейший путь развития мира, после крушения глобальной биполярной системы, прекратившей свое существование с распадом Советского Союза5. Согласно Фукуяме, безоговорочная победа Запада в длившемся десятилетиями противостоянии предопределила только один возможный путь мирового прогресса через торжество политического и экономического либерализма, в условиях господства потребительской культуры. Постисторический период будет характеризоваться наличием исключительно экономических мотивов в развитии общества, которые полностью уничтожат любые экзистенциальные модели, основанные на абстрактных идеях. Однако в конце статьи Фукуяма пишет о том, что в мире будет сохраняться деление на постисторические государства и те, которые принадлежат к прошлой истории. По его мнению, данное деление будет поддерживать наличие этнических и национальных конфликтов, но оно не сможет привести к глобальным мировым конфликтам, поскольку для этого нужны крупные государства, уходящие с исторической сцены6.

Идея однополярного мира на какое-то время стала широко популярной и распространенной. Но очень скоро философские умы захватила альтернативная теория будущего развития мира, также основанная на четком разграничении категорий, которые ведут самостоятельное несвязанное существование. Самюэль Хантингтонв знаменитой работе «Столкновение цивилизаций» предложил иной перспективный сценарий, в котором главная роль отводилась цивилизациям, а не государствам7. Система взаимоотношений между цивилизациями, сформулированная Хантингтоном, отражала традиционные представления западной культуры. В данной системе основными характеристиками цивилизаций были следующие: (1) этно-конфессиональная идентичность, (2) территориальная принадлежность. Таким образом, определяя рамки современных цивилизаций, Хантингтон объединил географическое положение и цивилизационную принадлежность. Итогом его размышлений стал вывод о том, что основные конфликты происходят на стыках или «линиях разлома между цивилизациями»8. Поэтому с точки зрения Хантингтона современное общество проходит через столкновение между Западной властью и политикой и незападным миром. Если определить этот конфликт в религиозных терминах, то разгорается конфликт между христианством и исламом.

Необходимо отдать должное теории Хантингтона, которая обратила внимание исследователей на сферу международных отношений и по праву считается самой влиятельной философской идеей, формировавшей мышление политологов и социологов в период окончания холодной войны. Однако в условиях современной реальности постмодерна теория Хантингтона подвергается серьезной критике. Так, Питер Каценштейн, ведущий современный исследователь цивилизаций, указывает на ряд существенных недостатков данной теории9. Во-первых, Хантингтон неправомерно трактует цивилизации как «когерентные, согласованные, инвариантные и наделенные способностью действовать, как государства»10. Во-вторых, многочисленные исследования показывают, что столкновения происходят в основном внутри самих цивилизаций, а не между ними. Каценштейн подчеркивает, что современные цивилизации должны трактоваться как плюралистические, поскольку представляют собой феномен так называемой «множественной современности», которая помогает различным культурным программам осваиваться в условиях совместного существования. «Отрицая плюрализм и множественность цивилизационной политики, мы помогаем создать условия, которые заставят нас забыть о том, что мы должны оберегать и охранять неоднородность наследия мировых цивилизаций, и те встречи и взаимодействия, которые они порождают»11.

На сегодняшний день Кацерман является представителем значительного числа тех, кто выступает за признание плюрализма современного общества. Данный взгляд является прямой дорогой к развитию интеграции и плодотворного диалога. В начале текущего года, выступая на открытии XXVI Международной конференции исламского единства, Махмуд Ахмадинежад, бывший на тот момент президентом Ирана, подчеркнул необходимость единства и сотрудничества не только для исламских государств, но и для всего человечества в целом: «Люди созданы Творцом для единомыслия и партнерства, а не для противостояния и вражды. Они появились на свет, чтобы объединиться и создать счастливую жизнь для всего человечества»12.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что тенденции, развивающиеся в современном обществе, могут быть объединены под именем такого социально-философского явления, как постмодерн. Именно приверженность «поколения постмодерна» идеям плюрализма, толерантности, инклюзивности и сотрудничества являются тем фактором, который призван играть ключевую роль в социальных, политических и межкультурных отношениях сегодня. Легко воспринимая факт наличия множества Других, представители нового поколения осознают, что единственным верным средством сосуществования в данной реальности является диалог. Поэтому постмодерн можно обозначить как основной двигатель стремления к единству при условии многообразия современного общества.

Литература:

1. Прогрессирующий и неоконченный характер постмодернизма отрицает саму возможность объективного анализа данного явления. Современное поколение живет «в нем», одновременно «создавая его». Поэтому, будучи неотъемлемой частью нашей жизни, постмодернизм все еще является для нас смутной концепцией. Должно пройти достаточно времени, чтобы сформировалась объективная оценка данного явления.
2. Paulien, Jon. Everlasting Gospel, Ever-Changing World: Introducing Jesus to a Skeptical Generation. Nampa, Idaho: Pacific Press Pub, 2008. РР. 53-56.
3. Leitenberg, Milton. Death in Wars and Conflicts in 20th Century. Cornell University Peace Studies Program. Occasional Paper #3. 3rd ed., 2003, 2004, 2006. Р.12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.clingendael.nl/sites/default/files/20060800_cdsp_occ_leitenberg.pdf (Дата обращения: 01.09.2013). В список войн и военных конфликтов атором включены Первая и Вторая мировые войны, геноцид армян, гражданская война в России в 1918-1922 годах, мексиканская революция 1909-1916 годов, гражданская война в Испании в 1936-1939 годах, различные колониальные конфликты до Первой мировой войны, а также военные конфликты периода 1945-2000 годов.
4. List of ongoing military conflicts. [Электронный ресурс]. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_ongoing_military_conflicts (дата обращения 01.09.2013).
5. Фрэнсис Фукуяма, “Конец истории?” [Электрон-ный ресурс]. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/61472p7.html (дата обращения 30.10.2012). Впоследствии данное эссе переросло в книгу «Конец истории и последний человек», увидевшую свет в 1992 году и принесшей широкую известность своему автору.
6. Там же.
7. Работа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?» стала ответом на книгу Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек». И вновь, краткий дискурс Хантингтона в дальнейшем перерос в книгу «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996 год).
8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ., 2003. С. 15.
9. Peter Katzenstein, “Why the Clash of Civilization is Wrong: Experiences from East to West.” [Электронный ресурс]: Lecture copresented with the United States Studies Center, March 25, 2010. URL: http://sydney.edu.au/sydney_ideas/lectures/2010/professor_peter_katzenstein.shtml (дата обращения 12.02.2013).
10. Там же.
11. Там же.
12. Иран объединяет исламских ученых. [Электронный ресурс]: Общероссийское информационное агентство мусульман InfoIslam от 02.02.2013. URL:http://www.info-islam.ru/publ/statji/iran_obedinjaet_islamskikh_uchenykh/5-1-0-20731 (дата обращения 17.02.2013)