Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №7 (37) август 2013  Рубрика: Философия и культурология

Религиозно-философские течения в современной теологии иезуитов

Н. В. Свиридова, преподаватель,
кафедра философии,
Академия государственной противопожарной службы МЧС России,
г. Москва, Россия
В статье рассматриваются религиозно-философские воззрения членов Общества Иисуса, выделяются основные направления развития теологии. Для анализа взяты наиболее значимые течения в католической теологии: трансцендентальный томизм, новая теология, тейярдизм, теология освобождения. Объединяющим положением для столь различных направлений является идея экуменизма и сотрудничества
Ключевые слова: Общество Иисуса, католицизм, папа Римский, Карл Ранер, Анри де Любак, Пьер Тейяр де Шарден, Бернар Лонерган, экуменизм

В настоящее время католицизм переживает сложный процесс модернизации и трансформации, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. Активным участником этого процесса является католический монашеский орден Общество Иисуса, члены которого сыграли значительную роль в мировой истории с момента своего возникновения в XVI веке. В 2013 году папой римским был избран архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо (Франциск), ставший первым в истории Католической церкви папой-иезуитом. Анализ основных направлений теологии этого монашеского Ордена позволит получить ценные сведения о специфике мировоззрения нового папы римского и роли членов Общества Иисуса в трансформации современного католицизма.

В теологии Общества Иисуса получили развитие основные положения католицизма, обогащенные уникальным мистическим опытом Игнатия Лойолы (1491-1556), основавшего Орден. Религиозно-философские воззрения иезуитов претерпели значительную эволюцию в контексте перемен самой Католической церкви. Теологи Общества Иисуса начиная с XVI века являются одними из самых значимых в истории христианства.

Исследователь католицизма профессор Ф. Г. Овсиенко выделяет в католической теологии и философии две линии развития, которые могут быть применены и для анализа теологии иезуитов1:

1. Направление, связанное с развитием идей Аристотеля (384-322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1225-1274).

2. Католический спиритуализм, персонализм и экзистенциализм, опирающиеся на идеи Платона (427-347 до н.э.) и Аврелия Августина (354-430).

Теологи Общества Иисуса (XVI-XIX) преимущественно обращались к трудам Аристотеля и Фомы Аквинского. Проникновение в теологию иезуитов элементов спиритуализма можно проследить лишь в трудах теологов XX века (например, у Анри де Любака). Официальной теологической доктриной Католической церкви является неотомизм, системность и гармоничность которого по-прежнему остается актуальной.

За последнее столетие католическая теология (и теология иезуитов как важная ее часть) прошла сложный путь эволюции от осуждения модернизма до проникновения некоторых его элементов в официальное учение Католической церкви после Второго Ватиканского собора (1962-1965). Конец XIX века – время широкого распространения в католической теологии идей модернизма, основой которого стала идея приспособления католицизма к сильно изменившемуся миру. Радикальному пересмотру была подвергнута даже догматика, с точки зрения рациональности были раскритикованы такие положения католицизма, как боговдохновенность Библии, божественная природа Христа и другие положения христианства, опирающиеся на идею «сверхъестественного». Подобная программа обновления подверглась осуждению со стороны папской власти, официальный католицизм провел четкую границу между модернизмом и официальной позицией Церкви введением в 1910 году антимодернистской присяги.

Для описания последующего развития (после Второго Ватиканского собора) идей модернизма исследователь Б. Ю. Кузмицкас применяет термин «неомодернизм». Это понятие позволяет отличать современных теологов, находящихся в оппозиции к официальной Церкви от модернистов рубежа XIX-XX веков. Б. Ю. Кузмицкас считает основными отличительными чертами неомодернизма его оппозиционность неотомизму и официальному курсу Церкви2. Второй Ватиканский собор дал новую жизнь идеям модернистов. «После того, как решениями Второго Ватиканского собора был официально взят курс на умеренное обновление католицизма, разрыв между официальной позицией церкви и модернизмом стал уменьшаться»3. Это явление в теологии не имеет четких границ и включает в себя теологов самых различных направлений: от трансцендентального томиста К. Ранера до представителя «социальной теологии» И. Б. Метца.

Внутри самого современного Общества Иисуса не было выработано единой теологической системы. Проанализировав наиболее значимые труды теологов-иезуитов, можно выделить следующие направления религиозно-философской мысли:
1. Тейярдизм (П. Тейяр де Шарден);
2. Трансцендентальный томизм (К. Ранер, Б. Лонерган);
3. Новая теология (А. де Любак);
4. «Теология освобождения» (Й. Собрино);
5. Психоанализ (Э. де Мелло, М. де Серто).

Подобный плюрализм – это поиск пути преодоления кризиса религии в современном мире, порой выходящий за рамки официальной доктрины Католической церкви. Члены Общества Иисуса берут на себя роль вектора, направляющего Католическую церковь в сторону адаптации к современности. Исследователи Второго Ватиканского собора отмечают глубину изменений, которые претерпел католицизм в XX веке: «Но по мере того, как возврат к средневековью становился все более невероятным, католической непримиримости приходилось приспосабливаться к определенным переменам окружающего мира, считавшимся необратимыми»4.

Одним из влиятельных направлений теологии XX века является «новая теология». Это направление сформировалось перед Второй мировой войной. Среди иезуитов сторонниками этого направления были: Г. У. фон Бальтазар, Ж. Даниэлу и А. де Любак.

Основными идеями «новой теологии» являются:

1. Возврат к истокам раннего христианства;

2. Обращение к идеям современной философии;

3. Тесная связь с реальной жизнью.

Эти проблемы затрагивались ранее католиками-модернистами рубежа XIX-XX веков и были переосмыслены представителями «новой теологии». Неотомизм не устраивал представителей «новой теологии» отсутствием исторического измерения и малой разработанностью антропологии человека, источником для которой стали труды Отцов Церкви. Несмотря на тесную связь с раннехристианской теологией, труды этих мыслителей несли в себе много нового. В 1950 году опубликована папская энциклика «Humani Generis», в которой Ж. Даниэлу и А. де Любак были обвинены в подрыве католического учения. Их попытки обновить теологию подверглись жесткой критике. В то же время труды представителей «новой теологии» еще до Второго Ватиканского собора выдвигали идеи, которые станут программой развития послесоборного католицизма.

В современной иезуитской теологии пересмотру подвергся одни из основных вопросов теологии, связанный со способом богопознания. Путь познания Бога через изучение природы, попытки примирить науку и религию стали основой теологической системы иезуитского священника Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955). Его идеи представляют собой синтез креационизма и дарвиновской теории эволюции.

Работы П. Тейяра де Шардена сложно отнести к какому-либо направлению. Он был близок к представителям «новой теологии», но его учение является настолько оригинальным, что не существует устоявшейся точки зрения по поводу того, к какому направлению католической мысли можно отнести его работы. Исследователь католицизма Ф. Г. Овсиенко называет П. Тейяра де Шардена основателем «теологии развития»5. Этот мыслитель внес значительный вклад в сближение двух различных типов мировоззрения: науки и религии.

Карл Ранер (1904-1984) – один из наиболее известных католических теологов XX века, эксперт Второго Ватиканского собора (1962-1965). Исследователь Д. В. Кирьянов относит К. Ранера (вместе с Б. Лонерганом) к трансцендентальному томизму6. В своих теологических построениях К. Ранер использует трансцендентальный метод И. Канта (1724-1804), закладывая основы так называемого «антропологического поворота» в теологии XX века. В современном мире теология встречается со светским знанием, и миссия теолога состоит в том, что он должен вести постоянный диалог с культурой и наукой. Ранер расширил понятийный аппарат католической теологии, включив туда философские понятия. Он считал, что теолог должен разработать синтез знания по фундаментальным проблемам современного мира, преодолеть непонятные человеку формулы. Человеческую историю Ранер рассматривал как путь к спасению даже для неверующих. Он считал, что дух человека открыт Богу и нет ни одной религии, в которой бы не было благодати Божьей. На этой позиции основывается его идея «анонимного христианства», согласно которой христианство имеет ценности и для нехристиан. Миссия Церкви состоит в том, чтобы соединить анонимное христианство с историческим.

Ранер внес большой вклад в католическую теологию, им заложена теологическая (антропологическая) основа для диалога религий и экуменизма.

К трансцендентальному томизму относят также Бернара Лонергана (1904-1984), который произвел обновление томизма с помощью достижений современной гносеологии. Он наделяет теологию особым статусом, называя ее посредницей между культурной матрицей и ролью религии в этой матрице. Таким образом, Бернар Лонерган создал богословскую систему нового типа, адекватную достижениям современной науки и культуры. Он выстраивает теологию, опираясь на опыт религиозного обращения, что позволяет ввести антропологическое измерение в его исследования, измерение, служащее основой для последующего развития идеи христианского диалога и сотрудничества.

Проблемным полем современной католической теологии является «теология освобождения», представляющая собой радикальное направление, основанное на осмыслении социально-политических проблем бедности и угнетения. Возникшая как ответ на социальную несправедливость, она тесно соприкасается с идеями социализма. Среди членов Общества Иисуса есть сторонники различных форм «теологии освобождения». Иезуит Игнасио Ельякурия (1930-1989) в своих работах и проповедях осуждает богатство и несправедливость современного мира. Близок к «теологии освобождения» и сальвадорский иезуит Йон Собрино (1938), который предлагает «стоять за бедных», быть с ними солидарными, потому что в них Христос. Он проявил интерес также и к феминистской теологии и предлагал вопреки сложившейся традиции создать женское священство, для проведения реформ он выступает за созыв Третьего Ватиканского собора. В 2007 году Конгрегация вероучения объявила о наличии расхождений между официальным учением Католической церкви и работами Йона Собрино «Христос Освободитель» и «Иисус Освободитель», опубликованными в 90-е годы. Официальный Ватикан еще не готов принять подобные радикальные идеи, предпочитая дистанцироваться от «теологии освобождения».

Развитие современного гуманитарного знания привело к появлению вариантов теологии, включающих в себя весьма далекие от чистого богословия вопросы. Иезуит Мишель де Серто (1925-1986) – французский теолог и историк – сделал темами своих сочинений повседневность, политику, психоанализ.

Таким образом, в теологии ордена Общества Иисуса, выходцем из которого является избранный в 2013 году папа римский Франциск, существует множество направлений, порожденных попытками ассимилировать идеи философии, психологии и естественных наук, что обогащает и расширяет поле католической теологии, уводя ее от традиционной централизации и универсализма. Открытость теологии иезуитов в отношении актуальных проблем современности позволяет связать понтификат папы римского Франциска с ожиданием дальнейшего развития католицизма по пути диалога с представителями различных культур, экуменизма и дальнейшей реализации духовных ценностей христианства.

Литература:

1. Овсиенко Ф.Г. Католическая философия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. Cпециальный выпуск к № 3. С.6.
2. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Дисс. докт. филос. наук. Вильнюс, 1984. С. 281.
3. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Дисс. докт. филос. наук. Вильнюс, 1984. С. 348.
4. История II Ватиканского собора. Том 1. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 – Сентябрь 1962 / Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. – М: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2008. С. 91.
5. Овсиенко Ф.Г. Личность и социальное развитие в католической «антропологизированной» теологии // Вопросы религии и религиоведения Антология отечественного религиоведения. Вып 1. Часть 2: Институт научного атеизма – Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. – М., 2009. С. 145.
6. Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. – СПб: Алетейя, 2009. С. 64-71.
Яндекс.Метрика