Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №8 (38) сентябрь 2013  Рубрика: Экономические науки

Влияние крупного бизнеса на инвестиционный потенциал и бизнес-инфраструктуру регионов

Г. Р. Сафина, канд. эконом. наук, доцент,
кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности,
Казанский национальный исследовательский технологический университет,
г. Казань, Россия
В статье анализируются факторы развития инвестиционного потенциала и бизнес-инфраструктуры региона. Также выявлены возможности влияния крупного бизнеса на данные факторы. Сделан вывод о положительной роли процесса промышленной кластеризации в развитии регионов
Ключевые слова: бизнес-инфраструктура, инвестиционный потенциал, крупный бизнес, предпринимательские сети, региональное развитие

Крупный бизнес в настоящее время оказывает значительное влияние на экономику России в связи с его существенным вкладом в формирование основных экономических показателей национальной экономики, как на макро-, так и на мезоуровне. Под крупным бизнесом мы будем понимать крупные предпринимательские организационные сети, способные своими действиями влиять на народнохозяйственную или, по крайней мере, отраслевую динамику. Особый интерес, по мнению автора, представляет анализ влияния крупного бизнеса на инвестиционный потенциал и бизнес-инфраструктуру регионов.

Для развития экономических хозяйственных связей в регионе необходимо, чтобы региональная система была перспективной для внешнего инвестирования, так как собственных возможностей, ресурсов региону часто бывает недостаточно для реализации поставленных целей и эффективного развития в требуемом направлении. При этом в получении внешних инвестиций заинтересована не только сама региональная система, но и входящие в нее экономические агенты, а именно крупные предпринимательские организационные сети. В связи с чем можно предположить, что повышение инвестиционного потенциала региона является одной из стратегических задач крупного бизнеса.

Для внешних инвесторов наиболее привлекательными являются ресурсодобывающие отрасли и регионы, поскольку они более рентабельные. Для регионального хозяйства более выгодным является развитие инновационных направлений и отраслей, которые были бы востребованы и конкурентоспособны в будущем. Однако в условиях недостаточной их развитости, по мнению автора, региональная система должна поддерживать оптимальное соотношение между ресурсодобывающими отраслями, обеспечивающими определенные поступления в текущий момент, и инновационными направлениями, усиливающими потенциал региона в долгосрочном периоде. Так же следует учитывать, что регионам необходимо развивать те отрасли и направления, для которых они имеют необходимый ресурсный потенциал (производственные ресурсы, финансы, кадры и т.д.), поскольку успех региона определяется не только инновационным развитием, но и совершенствованием существующей в регионе структуры промышленности.

Некоторые современные крупные предпринимательские сети характеризует более осмысленная промышленная политика, а также вкладывание средств в научно-инновационную составляющую регионов, признание высшей школы как базового источника качественно новых конкурентных преимуществ. Крупный бизнес начал понимать, что в настоящее время является важным не только обладание ресурсами, но и способность к нововведениям. При этом формирование конкурентных преимуществ происходит по следующим направлениям: создание современных, ресурсосберегающих технологий, подготовка квалифицированного персонала, ориентированного не только текущими, но и частично будущими потребностями общества. Отсутствие собственной научной базы означает снижение доступа отрасли или региона к современным технологиям, что приводит к увеличению материальных и нематериальных издержек, снижая уровень их конкурентоспособности, поскольку внешние агенты не согласятся продать технологии, формирующие их преимущество. Следовательно, ухудшаются возможности региона или отрасли, не имеющих собственной научной базы на национальных и мировых рынках. Региональные власти могут создавать институты и механизмы, улучшающие связь между крупными предпринимательскими сетями и высшей школой, формируя единое региональное инновационное поле.

Другим значимым фактором, обеспечивающим повышение инвестиционной привлекательности региона, является стабильность, прогнозируемость в развитии региональной системы, поскольку она снижает риски инвестиционных вложений в соответствующую хозяйственную систему, создавая тем самым благоприятный инвестиционный климат. Крупный бизнес в сочетании с региональными властями в значительной степени влияет на данный фактор, определяя правила, модели поведения на региональном рынке, а также обеспечивая их исполнение.

Оценка бизнес-инфраструктуры региона является достаточно важной при анализе развития как региона, так и национальной системы в целом, поскольку она отражает возможность получения экономическими агентами материальных активов, например в форме снижения трансакционных издержек, и нематериальных активов, таких как возможность оперативного и действенного реагирования на изменения внешней среды. Развитие бизнес-инфраструктуры, по мнению автора, должно реализовываться по двум направлениям. Первое – это развитие промышленной инфраструктуры региона, включающее в себя наличие складских помещений, развитой структуры транспорта, промышленных зданий и др. Развитие данного вида инфраструктуры в нашей стране проходит на основе сложившейся в советское время индустриальной базы. Наличие данной базы, возможность ее модернизации и количество средств, необходимых для этого, определяют, какие виды хозяйственной деятельности будут развиваться в регионе. Крупный бизнес во многом самостоятельно занимается модернизацией промышленной инфраструктуры региона за счет собственных финансовых ресурсов и в нужном ему направлении. При этом задачей региональной власти стало обеспечение административной поддержки данного процесса. Вторым направлением является улучшение непосредственно региональной инфраструктуры, направленное на создание благоприятных условий не только для хозяйственной деятельности, но и для сопутствующих ей процессов. Это возможность доступа к информационным и коммуникационным ресурсам, наличие исследовательских организаций, бизнес-центров, технопарков, квалифицированного персонала и научных школ. Автор считает, что работа над этим направлением должна проводиться совместно крупным бизнесом и региональной властью.

Влияние крупных предпринимательских сетей на развитие бизнес-инфраструктуры отраслей и регионов также тесно связано с развитием процесса промышленной кластеризации1. Под промышленным кластером будем понимать группу географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих таким образом конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом2. Формирование промышленных кластеров позволяет реализовать предпринимательские и организационные взаимосвязи в технологиях, навыках, информации, маркетинге, а также снизить уровень трансакционных издержек экономических агентов за счет наличия в предпринимательской сети достаточного количества предприятий соответствующего профиля. Взаимосвязь ключевых предприятий кластера позволяет создавать новые продукты, отрасли, используя технологии, нововведения, исследовательскую и информационную базу и другие ресурсы материнских компаний. При этом происходит развитие не только промышленной инфраструктуры, но и инфраструктуры региональной, используемой предприятиями промышленного кластера. Причем крупные предпринимательские сети, обладая значительным потенциалом, зачастую подчиняют системы приоритетов регионального развития собственным интересам. При этом степень такого подчинения определяется тем, насколько значимой является деятельность данных сетей в развитии региона.3 Как считает автор, конкурентоспособность региональной системы в будущем будет определяться не только уровнем потенциала ее хозяйственных агентов, но и эффективностью их региональной организации, функционирования и взаимодействия.

Региональная бизнес-инфраструктура может также отрицательно сказываться на экономической активности, так как отсутствие облегченного доступа к ряду ресурсов (таких как связь, транспортные системы, энергетические ресурсы) значительно ухудшает возможность формирования и развития определенных видов деятельности, поскольку их реализация в регионе при имеющейся инфраструктуре окажется либо убыточной, либо низкорентабельной при сравнении с другими региональными системами.

Таким образом, для развития регионов, по мнению автора, необходимо постоянно повышать их инвестиционный потенциал и улучшать бизнес-инфраструктуру. Причем роль крупного бизнеса в этом процессе существенна, так как в современных условиях только крупные предпринимательские сети способны брать на себя технологические и финансовые риски нововведений, создавать вокруг себя шлейф малого инновационного и производственного бизнеса, для которого они становятся источником платежеспособного спроса.

Литература:

1. Викторов П.П. Развитие региональных и отраслевых хозяйственных систем в неравновесной экономике: вопросы теории и методологии: дис. ... канд. экон. наук. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 30.04.2013).
2. Бухвальд Е., Виленский А. Роль федеральных и региональных структур управления в интеграции малого и крупного бизнеса России // Федерализм. 2003. №3. С. 105-125.
3. Казанцева Е. Г. Крупный бизнес и органы власти: особенности взаимодействия // Российское предпринимательство. 2011. № 6 Вып. 2 (186). Стр. 34-38.